Албазинский острог О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6557
фото           7144








Первый литературный портал:



Стихотворение
Гарнизоны

Стихотворение
БАМ, 1978 год






Разделы по теме

История Амурской области



































По следам албазинских пленников

   За последние годы многие страницы истории дальневосточного казачeства уже пpочитaны, но остались и малоизвестные эпизоды. Для примера попробуем шире взглянуть на события, связанные с маньчжурской агрессией в Приамурье. Много написано о героической обороне нашей первой пограничной крепости на Верхнем Амуре. Но о том, что маньчжуры в ходе вторжения в русские пределы захватывали в плен наших людей, упоминается мало. И совсем скудные сведения можно найти об их дальнейших судьбах...

   В историю освоения дальневосточных земель незабываемые страницы вписали казаки-землепроходцы, основавшие в середине XVII века Албазинский острог. Позже появятся и другие поселения, но Албазин оставался центром притяжения казаков, промышленных людей и беглых крестьян.

   Для более успешного освоения далекой окраины и укрепления русской государственности на Амуре в 1682 г. царское правительство образовало Албазинское воеводство. Но мир в этих краях был хрупок. Более тридцати лет русские люди мирно сосуществовали с соседними народами, с начала 80-х годов XVII века обстановка в Забайкалье и Приамурье становилась все более тревожной. Маньчжурские феодалы, покорившие к середине XVII века Китай, решили пойти на захват русских владений.

   Дважды к стенам Албазина подходили маньчжурские войска, имевшие подавляющее превосходство над казаками как по численности, так и по вооружению. И оба раза получали здесь достойный отпор. В общей сложности оборона Албазинского острога длилась около полутора лет. Уходя из крепости, русские возвращались в нее, вновь и снова отбивали непрерывные атаки богодойцев. Доблесть и героизм русских воинов, показавших высокие примеры мужества, вызывали уважение их противников, что повлияло на судьбы некоторых из них, попавших в плен.

   Первых пленных казаков из отряда Г. Мыльника маньчжуры вероломно захватили еще 29 июля 1683 г. вдали от Албазина. А в феврале 1684 года большой маньчжурский отряд пленил всех защитников Верхозейского острога. 14 октября 1685 года маньчжуры внезапно напали на Покровскую слободу, перебили и пленили часть ее населения. А вот некоторые из защитников Албазина попадали в плен во время вылазок из крепости, будучи ранеными. В частности, еще при первой осаде в плен попали 25 казаков и священник Максим Леонтьев.

   В целом в ходе боевых действий в 1685-1687 гг. маньчжурам удалось захватить в плен свыше ста защитников Албазина. Отдавая должное отваге пленных албазинцев, маньчжуры как диковинку доставили их в Пекин ко двору богдыхана. К ним отнеслись здесь гуманно, но на родину не отпустили. В северо-восточной части города албазинцы основали слободу. Их заставили носить китайскую одежду и зачислили в так называемые "знаменные войска".

   В истории остались сведения о деяниях некоторых пленников. Петр Хмелев, бывший подьячий албазинской приказной избы, попав, как он выражался, в "бусорманскую... адову треклятую челюсть", живя в этой слободе, написал научное сочинение. Он сумел передать "Записку про китайское царство" русским послам, посетившим Пекин в 1690 г. Казачий атаман Григорий Мыльник, узнав о том, что на родину ему "отпуску не будет", стал устраивать в Пекине мыловаренный завод и завел торговлю.

   По-разному складывались судьбы албазинцев, но они оставались верными в соблюдении обычаев отцов, исповедовали русскую православную веру. Священнику Леонтьеву разрешили совершать богослужения. В дальнейшем, когда престарелый иерей умер, по ходатайству албазинцев маньчжурский двор обратился в Москву с просьбой прислать для них другого священника из России.

   По взаимной договоренности Петра Великого и богдыхана Канси в Пекин с 1715 года стали направляться российские духовные (православные) миссии. Они принимались маньчжурскими властями на полное довольствие. Срок пребывания миссий в Китае обычно составлял от 10 до 14 лет. Миссии сыграли важную роль в развитии российско-китайских отношений. Албазинцы построили в Пекине Сретенский монастырь. Находилась у них и икона святителя Николая Мирликийского, вывезенная из России.

   Известный русский путешественник Егор Ковалевский в 1849 году застал в столице Китая сто своих соотечественников - потомков албазинцев, уведенных цинами в полон. Но сохранились сведения, что пятьдесят семей потомков албазинцев были сосланы в Кульджу за поднятый ими бунт. Принудительное переселение части внуков и правнуков албазинских казаков в город на реке Или состоялось во второй половине XVIII века после покорения маньчжурами Джунгарского ханства. Богдыхан решил усилить свое влияние в этом районе присылкой отборных "знаменных войск". В разное время в этом районе, превращенном маньчжурами в место ссылки для непокорных, упомянутых албазинцев видели и общались с ними русский казак Анисим Барышников и купец Порфирий Уфимцев.

   В начале 70-х годов XIX века русские купцы, посещавшие Семиречье, рассказывали, что все русские и албазинцы из Кульджи выехали в Россию и поселились в городе Копале у подножия Джунгарского Алатау. Как известно, в 1871 г. русские войска временно заняли Илийский край и разместились в Кульдже. Этой возможностью и воспользовались потомки албазинцев для возвращения на родину. Таким образом, в существующем ныне районе Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР албазинцев практически не осталось.

   Вернувшись на родную землю, вскоре все они пожелали вступить в Семиреченское казачество. Многие поселились особыми слободами. Так замкнулся круг их скитаний.

   Но часть албазинцев осталась в Пекине. Известный дальневосточный писатель Вс. Иванов, длительное время находившийся в эмиграции в Китае, писал, что встречал потомков албазинских казаков в 30-х годах прошлого века. Было их тогда человек пятьдесят. Жили они при Пекинской духовной миссии.

   

   Филонов А.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Ачанский городок

   Комарский острог

   Хабаров Ерофей Павлович


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Газета "Тихоокеанская звезда" № 061 07.04.2006