Горнов Тимофей Яковлевич О проекте











Яндекс.Метрика





на сайте:

аудио            105
видео              30
книги              48
панорамы       58
статьи        5511
фото           6571







Первый литературный портал:



Стихотворение
Не приходите никогда...

Стихотворение
Поговори со мной, поговори!...



Статьи по теме

Культура и спорт











































Евстигнеев Кирилл Алексеевич

01 июля 2019 г.










   Родился 17 февраля 1917 г. в п. Хохлы ныне Шумихинского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Окончил Военно-воздушную академию (1955 г.), Военную академию Генерального штаба (1960 г.). Генерал-майор авиации (1966 г.).

   На военной службе с 1938 г. В 1941 г. после окончания Бирмской военной школы пилотов, располагавшейся в Серышевском районе Амурской области, оставлен в ней летчиком-инструктором.

   С 17 марта 1943 г. - на фронте. За 144 боевых вылета, 23 сбитых лично самолета и 3 - в группе 2 августа 1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

   К октябрю 1944 г. совершил еще 83 вылета, сбил 20 самолетов.

   23 февраля 1945 г. награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего за годы войны совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в 120 боях, сбил лично 53 и в составе группы - 3 вражеских самолета.

   Награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Суворова III степени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

   Жил в Москве. Умер в 1996 г.

   

   «ЕСТЬ УПОЕНИЕ В БОЮ...»

   Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван «летчиком от Бога», кого природа и выучка наделили почти сверхъестественной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно от Бога, виртуозным и неповторимым.

   ...Сначала в Челябинском аэроклубе его разглядел инструктор Николай Кобзев, не только заронивший летную искру в душу 15-летнего токаря, но и в трудную минуту настоявший, чтобы тот закончил аэроклуб. Другим человеком, поддержавшим юношу, был начальник дальневосточной рембазы, где служил красноармеец Евстигнеев, направивший его в Бирмскую военную летную школу. В школе заметили способности нового летчика и после ее окончания в 1941 году оставили инструктором. Здесь его и застала война.

   Лишь только через год, налетав более 300 часов и подготовив два десятка воздушных бойцов, Евстигнееву удалось вырваться на фронт. В Москве на сборном пункте ВВС его отобрал командир 240-го ИАП майор И. С. Солдатенко в числе десятка худых и обносившихся по военному времени парней. Наученный опытом тяжелых боев, Игнатий Солдатенко старался брать летчиков, прошедших инструкторскую школу. Среди новобранцев были сержанты Евстигнеев и Кожедуб.

   Первый бой 28 марта 1943 года оказался результативным: Евстигнеев одержал две победы. Все невзгоды, неразбериха и неустроенность - ничто. Воздушный бой - это его стихия. Недаром, вновь переживая воздушные сражения в мемуарах, Кирилл Алексеевич вспоминает пушкинские строки: «Есть упоение в бою...».

   ...Жарким было фронтовое лето под Курском, но от боя к бою все увереннее действовал младший лейтенант Евстигнеев.

   В большом бою 8 июля Евстигнеев одержал свою первую тройную победу (результат достаточно редкий - в советских ВВС за войну всего около 150 случаев). На большой скорости уходя из-под огня прикрывающих «мессеров», он зажег ведущего девятки «юнкерсов» и, выполнив боевой разворот, тут же, в упор, сбил замыкающего. Осмотревшись, атаковал следующую девятку, поразил левофланговый бомбардировщик и, преследуя его на малой высоте, добил несколькими очередями.

   В середине июля его, имевшего на счету уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи.

   5 августа 1943 года самолет Евстигнеева был сбит очередью по левому борту над своей территорией, сам он ранен в ноги. Самолет сразу же загорелся и вошел в пике. С большим трудом летчику удалось выбраться из машины, дернуть кольцо парашюта.

   Ранение было весьма неприятным. За сохранение левой стопы пришлось побороться, а на девятый день после прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.

   На этом пора становления прошла, больше его не сбивали, и он не потерял никого из своих ведомых.

   Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Осень 1943 года воистину стала для него золотой. Лишь за один месяц сражений, в девяти воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четверка: Евстигнеев - Мудрецов, Кожедуб - Мухин.

   7 октября, один из тех напряженных дней осени 43-го. Шестерка Евстигнеева вылетела на прикрытие своих войск на линию фронта. В районе Бородаевки встретили три группы «юнкерсов» (до 27 машин) под прикрытием шести Me-109. Решительной атакой своей группы Евстигнеев срывает замысел противника. Не сбросив бомбы, те поворачивают назад. «Мессеры» бросаются на нашу группу. В этом воздушном бою, который длился 30 минут, шестерка Ла-5 уничтожила пять самолетов противника. Лично старший лейтенант Евстигнеев сбил три самолета...

   Командование полка неоднократно отмечало его боевые заслуги. В мае 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по блокировке Харьковского аэродрома был награжден орденом Отечественной войны II степени. В сентябре 1943 года за 10 лично сбитых самолетов противника и отличное выполнение боевых заданий в период Белгородской операции - орденом Красного Знамени.

   В период успешного форсирования нашими войсками Днепра и расширения плацдарма боевых действий на правом берегу К. А. Евстигнеев, прикрывая свои войска на линии фронта, с 2 по 21 октября лично сбил 13 самолетов противника, за что был награжден орденами Суворова III степени и Красного Знамени.

   За время боевой работы с 28 марта 1943 года, когда им был сбит первый вражеский самолет, по 19 ноября 1943 года, к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, на счету старшего лейтенанта К. А. Евстигнеева было 144 успешно выполненных боевых задания, сбито 26 самолетов.

   Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом.

   Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролет он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приемами, оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка - Иваном Кожедубом.

   Указ от 2 августа 1944 года о присвоении звания Героя Советского Союза застал Кирилла Алексеевича в госпитале.

   29 августа из рук Калинина он получил Золотую Звезду, а на следующий день второй раз сбежал из госпиталя на фронт. Известного аса с радостью взял экипаж «Дугласа». На опустевшем аэродроме в Яссах он нашел исправный, хоть и некрашеный, Ла-5 и, облетев на «пестром» несколько аэродромов, в Фокшанах отыскал свой родной полк.

   23 февраля 1945 года гвардии капитан К. А. Евстигнеев был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Незадолго до этого, приказом по полку ему было присвоено звание «Мастер воздушной радиосвязи».

   Войну гвардии капитан К. А. Евстигнеев закончил штурманом 178-го гвардейского истребительного авиационного полка. Последний бой он провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем пятом за войну истребителе Ла-5, одержав 56-ю победу.

   «Летчик-кремень» - так отзывался о нем Иван Никитович Кожедуб, долгое время служивший с Евстигнеевым в одном полку.

   Всего за годы войны Кирилл Алексеевич Евстигнеев совершил более 300 боевых вылетов, провел более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе три самолета противника.

   Память об этом великолепном воздушном бойце, предельно честном и чистом человеке, будет жива, покуда жива Россия.

   


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурцы-герои. В трёх томах. Том 2". Автор проекта В.Ф.Саяпин, ред. В.Г.Анисимова. - Благовещенск: 2010. ИПК "Приамурье"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей