Земских Владимир Афанасьевич О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        9098
фото           8101








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мы в тени постоянно и порою о нас забывают...

Стихотворение
Мы распрощались при лунном свете...






Статьи по теме

Культура и спорт



































Радиосериал Амурские волны.
История театра в Приамурье









Земских Владимир Афанасьевич

07 июля 2017 г.












   Родился 5 февраля 1917 г. в Благовещенске в семье рабочего. Русский. Окончил неполную среднюю школу и ФЗУ при Амурском речном пароходстве, с 1934 г. работал токарем на судоремонтном заводе, одновременно учился на вечернем отделении речного техникума. В 1938 г. Благовещенским РВК призван в армию. В 1944 г. окончил Чкаловскую военно-авиационную школу.

   С июня 1944 г. - на 2-м Белорусском фронте, пилот, командир звена и авиаэскадрильи.

   К маю 1945 г. совершил ПО боевых вылетов.

   Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 г.

   Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны I степени (дважды), 12 медалями. Почетный гражданин города Благо-вещенска.

   После войны продолжал службу в ВВС, летал на По-2, Ил-14. Работал руководителем полетов Благовещенского аэропорта.

   Умер 2 октября 1998 г.

   

   КОМАНДИР ЭСКАДРИЛЬИ

   ...Тихий августовский вечер 1944 года. Летчики вернулись с ужина, собирались отдохнуть.

   Вдруг в дверях появился посыльный.

   - Лейтенанта Земских к командиру!

   В кабинете накурено. Над картой склонились командир полка Лизогуб и офицер штаба. Полковник пригласил летчика к столу:

   - Это река Бебжа. Вот здесь, в районе Осовца, немецкая переправа. Противник сосредоточил тут много техники и пехоты. Командующий фронтом приказал нанести по переправе удар. Эта задача, лейтенант Земских, возлагается на вас. В вашем распоряжении будет еще пять экипажей. Вылет рано утром.

   12 августа группа штурмовиков Ил-2, которых фашисты прозвали «черной смертью», до предела загруженных бомбами и снарядами, взяла курс на Осовец.

   Уже блеснули первые лучи восходящего солнца. Туман висел только в лощинах. Через полчаса появилась блестящая лента реки Бебжи.

   Земских переводит группу на малую высоту: нужна внезапность. Боевые машины, словно связанные крепкой нитью, стремительно идут на бреющем полете. Проходит еще десяток минут - и вот она, цель.

   Небольшой доворот... В эфире звучит команда:

   - «Набор»! Приготовиться к атаке!

   Горизонт плавно убегает под кабину самолета. Штурмовики вышли прямо на переправу.

   - Атака!

   На переправу обрушились бомбы. Трещат пулеметы, отрывисто стучат пушки. Все смешалось в серо-красный клубок. По реке плывут бревна, разбитые понтоны, доски...

   Приказ выполнен, но еще остались боеприпасы. Земских принимает решение повторить атаку. И тут немцы опомнились, заговорили зенитки.

   - Атакую зенитные установки, - передал по радио Земских. - С курса не сходить!

   Владимир Афанасьевич перевел самолет в крутое пике, навстречу огненным трассам. Не ожидая такой дерзости, вражеские зенитчики растерялись. Воспользовавшись этим, летчики вторично нанесли удар по переправе. С бреющего полета они расстреливают скопления техники и живой силы противника.

   Когда «илы» взяли курс на свой аэродром, летчики увидели, что на берегу реки полыхают немецкие танки, самоходные орудия, валяются десятки трупов. Главное, что фашисты лишились переправы. Это позволило нашим войскам окружить и уничтожить большую группировку войск противника.

   За активную помощь наземным войскам, героизм летчиков при проведении белорусской операции авиаполку, где служил Земских, было присвоено наименование Осовецкий.

   18 марта 1945 года Владимир Афанасьевич вылетел на разведку погоды в районе боевых действий у польского города Гдыня. Выполнил задание, доложил командованию: «Погода нормальная, работать можно».

   Подлетая к переднему краю, летчик заметил немецкий бомбардировщик Ю-88. Под прикрытием двух истребителей он шел под облаками и фотографировал наши боевые порядки.

   Земских решил атаковать его.

   Бить нужно наверняка, иначе придется вести бой с тремя фашистскими самолетами. Вираж с набором высоты - и вот штурмовик в облаках. Еще вираж... Летчик перевел машину в пике. Пробив облачность, самолет вываливается в чистое пространство. «Юнкере» ниже и впереди. Штурвал на себя... Можно прицеливаться.

   Земских ловит в сетку прицела вражескую машину. Вот перекрестие легло на фюзеляж. Пора! Летчик нажал на гашетку. Атака была так неожиданна, что вражеские истребители не успели принять бое-порядок. И лишь когда бомбардировщик, густо задымив, стал падать, они ожесточенно напали на советский самолет.

   Завязался неравный бой двух немецких истребителей с нашим штурмовиком, уступавшим им в скорости. К тому же фашисты оказались опытными пилотами.

   Уклонившись от одного самолета, Земских сразу попадал под атаку другого. Поединок продолжался уже больше десяти минут, но ни один из летчиков пока не открывал огня, выжидая подходящего момента.

   Земских непрерывно маневрировал. К счастью, фашистские пилоты действовали несогласованно. Наконец опытный глаз Земских уловил, что один гитлеровец на какой-то миг промедлил с маневром. Этим он и воспользовался. Зайдя «мессершмиту» в хвост на предельно короткую дистанцию, он, как говорится, выложил цель своему воздушному стрелку Борису Егорову. Короткая пулеметная очередь прошила истребитель, и он вспыхнул как факел. Другой поспешил скрыться...

   Мы рассказали только о двух боевых вылетах. А их на счету у Владимира Афанасьевича Земских было сто десять.

   В июне 1944 года состоялся его первый боевой вылет. А уже 5 июля Земских был удостоен высокой награды - ордена Отечественной войны I степени.

   Самые ответственные задания поручало командование летчику Земских, и не было случая, чтобы он не выполнил их. В любую погоду, днем и ночью, по нескольку раз в сутки водил он группы боевых самолетов на штурмовку вражеских объектов. За короткое время вырос до командира эскадрильи. ПО раз поднимал машину в воздух для выполнения боевых заданий. Росло летное мастерство, росло количество уничтоженной им живой силы и техники противника. На груди его прибавлялись награды - свидетельство боевого мастерства и мужества. И наконец высшая из них - Золотая Звезда Героя.

   После войны Владимир Земских с боевой машины Ил-2 пересел за штурвал По-2, а затем Ил-14. Продолжал летать, учил молодых авиаторов. Но годы давали себя знать. Когда врачебная комиссия категорически запретила подниматься в воздух, он попросился на командный пункт, руководителем полетов. Здесь нашел свое второе призвание.

   Работал в Благовещенском аэропорту.

   

   А. Михайлов


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурцы-герои. В трёх томах. Том 1". Автор проекта В.Ф.Саяпин, ред. А.В.Мальцев. - Благовещенск: 2005. ФГУП Издательско-полиграфический комплекс "Приамурье"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей