Бадюк Михаил Михайлович О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        8980
фото           8031








Первый литературный портал:



Стихотворение
Зовут тебя по имени...

Стихотворение
Мне почему-то кажется...






Статьи по теме

Культура и спорт



































Радиосериал Амурские волны.
История театра в Приамурье









Бадюк Михаил Михайлович

10 мая 2017 г.










   Родился 3 января 1920 г. в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края в семье крестьянина. Русский. Окончил Благовещенское речное училище в 1939 г. Работал начальником радиостанции порта Байкал Слюдянского района Иркутской области. В ВМФ с 1939 г. Окончил школу младших авиационных специалистов Тихоокеанского флота в 1940 г.

   На фронте с мая 1942 г. К концу 1943 г. в составе экипажа торпедоносца совершил 86 боевых вылетов на постановку мин, бомбардировку аэродромов.

   Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 г.

   Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени (трижды), Красной Звезды, медалями.

   В 1946 г. окончил Ейское военное авиационное училище, в 1955 г. - Военно-воздушную академию.

   В 1962 г. уволен в запас. Жил в Ростове-на-Дону.

   

   Герой торпедоносной авиации

   К началу войны Михаил Бадюк успел окончить семилетку и Благовещенский речной техникум, получить специальность радиотехника. Он был направлен в Восточно-Сибирское речное пароходство и назначен начальником радиостанции порта Байкал. Однако в этой должности он пребывал всего несколько месяцев, в сентябре 1939 года Михаила призвали на действительную службу в Рабоче-Крестьянский Красный Флот. В объединенной школе младших авиационных специалистов Тихоокеанского флота Бадюк получает военную профессию стрелка-радиста минно-торпедной авиации.

   В марте 1942 года эскадрилья торпедоносцев ДБ-Зф перебрасывается с Дальнего Востока на советско-германский фронт. Шесть экипажей этой эскадрильи вливаются в состав 72-го гвардейского авиационного полка, входившего в состав Северного флота.

   Младший сержант Бадюк свою службу начинал в части, которой командовал легендарный советский летчик-истребитель Б. Ф. Сафонов. Его беспримерная отвага и мужество, высочайшее военное искусство были отмечены двумя Звездами Героя Советского Союза.

   Первый боевой вылет Бадюк совершил в составе экипажа командира звена старшего лейтенанта Балашова. Предстояло бомбардировать вражеский аэродром Киркенес (Норвегия). Полет прошел не совсем удачно, сказалось отсутствие боевого опыта. Летчики впервые вели воздушный бой с вражескими истребителями Ме-109 и потеряли один самолет.

   Один боевой вылет следовал за другим. Рос и счет побед экипажа торпедоносца гвардии старшего лейтенанта Балашова. 15 января 1943 года в районе Сюльте-фьорд был потоплен транспорт противника водоизмещением 6000 тонн. На подходе к цели уже на боевом курсе Бадюк обстрелял из пулемета прислугу зенитных установок кораблей охранения противника, не дав ей возможности вести сосредоточенный огонь по советскому самолету. Через несколько дней в районе Варан-гер-фьорда был потоплен вражеский дозорный корабль. А 27 февраля 1943 года в районе Конгс-фьорда гвардейский экипаж отправил на дно транспорт противника водоизмещением в двенадцать тысяч тонн. Если принять во внимание, что вес одного железнодорожного эшелона составляет в среднем тысячу двести тонн, то потопленный транспорт равнозначен потере десяти вражеских железнодорожных составов!

   День 1 Мая 1943 года советские летчики ознаменовали торпедным ударом по каравану противника в районе Варде. На выполнение задания вылетели два самолета. Ведущим был гвардии капитан Балашов. Воздушным стрелком-радистом и на этот раз с ним летел гвардии старшина Бадюк. Советские летчики быстро обнаружили цель. Однако при подходе к каравану их атаковали четыре Ме-110. Отбив атаку, торпедоносцы устремились к вражеским транспортам. Путь им пытались преградить корабли охранения и береговые батареи. Прорвавшись сквозь завесу огня, советские летчики нанесли торпедный удар по транспортам противника.

   Командование высоко оценило мужество и смелость стрелка-радиста Бадюка. За отличное выполнение боевых задач он был удостоен ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны I степени, медали «За отвагу». С прибытием новых самолетов был сформирован 24-й, преобразованный впоследствии в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.

   Далее летчики воевали на новых самолетах. Теперь гвардии старшина Бадюк был в составе экипажа торпедоносца гвардии майора Литвинова. 13 октября 1943 года он входил в состав группы, которая нанесла мощный удар по конвою гитлеровцев. В результате был потоплен транспорт и сторожевой корабль, а еще два судна повреждены. В воздушном бою было сбито пятнадцать вражеских самолетов. А спустя некоторое время экипаж в исключительно сложных метеорологических условиях, преодолев плотный защитный огонь противника, потопил транспорт водоизмещением в восемь тысяч тонн.

   К концу декабря 1943 года на счету Михаила Бадюка было во-семьдесят шесть боевых вылетов. Он участвовал в потоплении двенадцати транспортов врага, сбил два самолета противника, стал коммунистом. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 22 февраля 1944 года старшему воздушному стрелку-радисту 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й мин-но-торпедной авиационной дивизии гвардии старшине Михаилу Михайловичу Бадюку за образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом отвагу и геройство было присвоено звание Героя Советского Союза.

   

   Е. Ягодинский


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Амурцы-герои. В трёх томах. Том 1". Автор проекта В.Ф.Саяпин, ред. А.В.Мальцев. - Благовещенск: 2005. ФГУП Издательско-полиграфический комплекс "Приамурье"
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей