Великая Отечественная О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6643
фото           7182








Первый литературный портал:



Стихотворение
Я, как всегда, читаю между строк...

Стихотворение
Март






Статьи по теме

Культура и спорт


































Радиосериал Амурские волны.
История театра в Приамурье









Культурное наследие Амурского художника, фронтовика Б.Т.Горлача

21 октября 2016 г.

   В феврале 2003 года известным амурским скульптором Б.Т. Горлачем Амурскому областному краеведческому музею была подарена целая коллекция произведений самого художника и его жены, амурской художницы Е.П, Тырковой. В первых строках дарственной Горлача написано: «Предлагаю в дар рисунки военных лет, гипсовые скульптуры, разработку проекта творческой реконструкции мемориала воинам-амурцам, картины, портреты, натюрморты, этюды». Такой щедрый дар - 277 предметов - был сделан им в феврале 2003 г. на торжественном закрытии выставки, где были представлены его работы (в связи с 85-летием со дня рождения).

   Горлач Борис Трофимович родился 5 ноября 1917 года в г. Благовещенске, в семье рабочего. У него рано проявились способности к рисованию. После окончания 6 классов был принят без экзаменов на художественное отделение Благовещенского педагогического техникума, который окончил в 1934 году, получив квалификацию преподавателя рисования и черчения. Важно отметить, что учителем Б.Т. Горлача был Евстафьев Петр Сергеевич, взрастивший плеяду первых художников- профессионалов Дальнего Востока, среди которых В. Овчинников, В. Высоцкий, И. Рыбачук, Е. Тыркова, К. Шебеко.

   Свою трудовую деятельность Борис Трофимович начал в Амурском областном краеведческом музее в качестве художника-оформителя (1934-1935 гг.). До войны преподавал рисование и черчение в школах: сначала города Благовещенска, затем - Ленинграда. В свободное время активно посещал занятия изостудии при Ленинградском доме учителя. В 1939 г. был призван в армию, участвовал в советско-финской войне. В феврапе 1940 г. перенес тяжелую контузию головы, в результате которой был поврежден зрительный нерв, а зрение испорчено на всю жизнь. Был демобилизован.

   В этом же году успешно прошел конкурс на лучший эскиз картины, проведенный Ленинградским домом народного творчества. По итогам конкурса с июля по ноябрь 1940 г. командирован в Москву на всесоюзный творческий семинар, где написал картину «Бой у озера Хасан»~для всесоюзной выставки «Оборона СССР».

   Летом 1941 года возвратился в Благовещенск, а в июле был вновь мобилизован в Красную Армию. Служил в 57-м стрелковом полку 12-и стрелковой дивизии 2-й Краснознаменной армии 2-го Дальневосточного фронта. Участвовал в разгроме Квантунской армии в Северной Маньчжурии Б августе 1945 г.

   После войны снова поехал в Ленинград, в октябре 1947 года поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, на скульптурный факультет, который с отличием окончил в 1953 г. (учился у И.В. Крестовского, М.А. Керзина). Позже, в 1957 г., окончил аспирантуру этого института.

   Работал в Ленинграде, Иркутске, Рязани. В 1989 году вернулся в Благовещенск. Член Союза художников СССР с 1953 года.

   Личная коллекция Б.Т. Горлача включает скульптуру, графику, живопись — произведения искусства, созданные художником в период с 1941 по 2005 годы. Всего в ней, вместе с ранними и последующими поступлениями, насчитывается 135 ед. хранения. Это скульптурные портреты, выставочные модели, варианты памятников в масштабе, барельефы и горельефы, многофигурные и двухфигурные композиции - все из тонированного гипса; 21 картина, в том числе жанровые работы на историческую тему, тему войны (через воспоминания), портреты жены, родственников, автопортреты; и 90 рисунков, в основном военных лет - тематические подборки, сделанные карандашом, пером и тушью на бумаге, частично доработанные в последующие годы.

   В коллекцию вошли также фотографии с изображением скульптур, созданных Б.Т. Горлачем, в том числе памятников, установленных в городах и поселках России. Снимки сделаны автором после завершения работы или открытия памятника, мемориала, некоторые с авторской ретушью, по словам художника, - с целью создания художественного образа.

   Б.Т. Горлач - автор композиций, монументов, памятников в Санкт-Петербурге, Иркутске, Рязани, Каменске и др. городах и поселках.

   Главным делом Б.Т. Горлача была скульптура.

   В 1951 году он для Амурского областного краеведческого музея выполнил большой скульптурный портрет Ф.Н. Мухина, первого председателя Амурского облисполкома в 1918 году.

   В 1953 году дипломная работа Бориса Горлача- двухметровая портретная статуя И.В. Мичурина с веткой яблони в руках - экспонировалась в Москве на 2-й всесоюзной выставке лучших дипломных работ студентов художественных институтов СССР.

   Борис Трофимович много работал над созданием бюста-памятника Ф.Н. . Мухину, который затем был отлит из бронзы в Ленинграде и установлен на гранитном пьедестале в центре Благовещенска.

   Второй крупной работой после памятника Мухину стала двухфигурная скульптурная группа «Дружба», посвященная дружбе с Китаем. Но эта работа не увидела свет: отношения с Китаем резко испортились, и скульптура не была отлита.

   Тема победы в Великой Отечественной войне - главная в творчестве Скульптора.

   В коллекции уникальны военные рисунки. Они имеют не только художественную ценность, но и являются своеобразной летописью, хроникой ройны, особенно войны с Японией.

   87 фронтовых рисунков объединены в 14 серий: «Бойцы 41-го года» «Воины-амурцы 1941 -1945 гг.», «Мои однополчане», «Теряли друзей боевых»' «Приказ Родины выполнили», «Всё преодолели», «В Маньчжурии русский солдат», «С боями через Малый Хинган», «Разгром Квантунской армии» «Освобождение», «Встреча освободителей», «Радость победы», «Слава победителям».

   В них документально отражены все тяготы и трудности, которыс испытали солдаты войны, изображены реальные истории и события (преодолевали горные хребты, затопленные равнины, взорванные мосты, штурмовали сопки, закрывали своими телами амбразуры дотов), свидетелем и непосредственным участником которых был сам автор.

   На рисунке «Я был минометчиком» из серии «В Маньчжурии русский солдат» художник изобразил и себя. Несмотря на плохое зрение, Борис Трофимович стрелял метко - не подводил глазомер художника. При переправе через реку Сунхэ огнём своего миномёта уничтожил большую групп) находящихся в засаде японских смертников с пулеметами, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

   Четыре с половиной года Б.Т. Горлач провел в боевом строю, в условиях суровой природы, хотя постоянно болели глаза. Жить приходилось в землянках и траншеях на границе.

   Наброски рисунков, которые он делал в краткие минуты передышки со своих командиров, товарищей, Борис Трофимович хранил в солдатском вещмешке вместе с документами. Большинство рисунков — а их было около 200 - не сохранилось, так как приходилось преодолевать путь через Малый Хинган, через взорванные мосты, через затопленные равнины Маньчжурии. Однажды в момент переправы Б.Т. Горлач едва не погиб. Вырвался из рук сверток, где вместе с одеждой и рисунками был партийный билет, и устремился по течению. Он бросился вслед за вещмешком, попал в водоворот и стал тонуть. В последний момент услышал, что по берегу кто-то идет, и стал взывать о помощи. Спаситель-солдат протянул ему толстую ветвь дерева. Этот момент Б.Т. Горлач изобразил в своем рисунке «Мое спасение» из серии «С боями через Малый Хинган».

   Немало рисунков посвятил художник воинам-амурцам, самоотверженно и бесстрашно выполнявшим свой воинский долг. Он гордился тем, что был в их числе.

   На нескольких рисунках запечатлены благовещенцы, павшие в боях на Западе и Востоке. Художник их хорошо знал и написал о них следующее: «Ремезов - бывший токарь завода «Амурский металлист», младший лейтенант запаса. Был командиром взвода стрелковой роты. Затем, зимой 1942 г. оказался под Сталинградом, был тяжело ранен, умер в госпитале» (Младший лейтенант Ремезов. ДВФ, 1941 г. Серия «Воины-амурцы 1941-1945 гг.»).

   «Молоденький младший лейтенант Щербаков с улицы Чехова был знакам мне с детства. 13 августа 1945 г. в ожесточенном сражении на сопках Маньчжурии был смертельно ранен в живот - зажав рану правой рукой, он умер, по-русски, со словами-«Эх! Братцы, пропал я!». (Смертельно раненный младший лейтенант Щербаков. Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Приказ Родины выполнили»). «Сержант Матюнин Борис, примерно 1924 г.р. Был моим полковым товарищем. Бывший студент Благовещенского строительного техникума, он стал смелым автоматчиком. В том же бою, где погиб Щербаков, только он смог отважно добраться до вершины сопки и буквально закатил мощную противотанковую гранату в глубокую траншею круговой обороны японг/ев, это решило исход боя. В дальнейшем, к сожалению, Матюнин погиб в Маньчжурии при неожиданном обстреле грузовой машины полка какой-то бандой. Похоронен в братской могиле на Вознесенском кладбище Благовещенска». (Мой друг сержант Борис Матюнин. Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Все преодолели»).

   «Старший лейтенант Сабельников был лучшим командиром стрелковой роты 5 7 стрелкового полка 12 стрелковой дивизии, где я служил. Все однополчане очень уважали этого благородного человека. На станции Сиваки у него была жена - учительница. В ночь на 14 августа 1945 года во время боя с большим отрядом японских офицеров в лесу под гор. Сун-У он погиб от пули японского смертника, замаскированного на черной березе». (Смертельно раненный (ст. л-нт Сабельников). Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Теряли друзей боевых»).

   В 2005 году на выставке «Война в работах художников-фронтовиков Б.Т. Горлача и А.Н. Яр-Кравченко», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, экспонировались две последние работы Б.Т. Горлача, которые автор также подарил музею. Это - батальная композиция «Последняя атака - конец Второй мировой войны» и картина «Теряли друзей боевых» (второе название - «Воспоминание о друзьях боевых»). Художник давно мечтал написать эти картины. Имея лишь небольшой процент остаточного зрения правого глаза, при общем плохом состоянии здоровья, почти два года работал Борис Трофимович под лампой в 300 ватг, чтобы осуществить свою творческую мечту. Свои последние произведения посвятил художник светлой памяти почти сорока тысяч воинов-амурцев, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны, и тем, кто пал на дальневосточных рубежах.

   В феврале 2009 года Б.Т. Горлача не стало. Выполняя пожелания Бориса Трофимовича, музей постоянно организует выставки произведений супругов-художников. Их некоторые скульптуры и картины экспонируются на постоянно действующей выставке «Амурцы на фронте и в тылу. Июнь 1941 - сентябрь 1945».

   А недавно мы смогли по-иному взглянуть на рисунок художника «Отдать победителю! (надпись на мече самурая)» из серии «Радость победы». Музей получил возможность экспонировать на выставке, посвященной 65-й годовщине окончания Второй мировой войны, меч, который принадлежал командующему японской пехотной дивизией Китазава Тэйджиро. В знак поражения японский генерал-лейтенант отдал свой меч командующему 2-Й Краснознаменной армии генерал-лейтенанту танковых войск М.Ф. Терё'хпц>, Произошло это 17 августа недалеко от города Суньу. Меч этот Макар Фомич хранил до конца жизни как символ той победы. После его смерти документы фотографии, некоторые личные вещи и меч были переданы в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (сам Терехин родом из Рязани ц жил там в последние годы). Экспонат для выставки «Отдать победителю!» предоставил музей-заповедник.

   

   Источники:
   1. Амурские художники. Библиографический указатель. Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2003. 80 с.
   2. Бобошко Л. Сердце скульптора болит за судьбу своих работ// Амурская правда, 2007, 8 ноября.
   3. АОКМ. Документальный фонд, №27453.
   4. То же. № 28824.

   

   Л.Л. Фоминых, Амурский областной краеведческий музей им. ПС. Новикова-Даурского, г. Благовещенск


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Дальневосточники во второй мировой войне. Материалы региональной научно-практической конференции «Дальневосточники на фронте и в тылу» (октябрь 2010 г.). Изд.: Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского. Благовещенск, 2011
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей