Наводнение 1984 года в Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6569
фото           7144








Первый литературный портал:



Стихотворение
Россия

Стихотворение
Завалило снегами...






Статьи по теме

География Приамурья
















Статьи по теме

Водные объекты области
















Наводнение в Амурской области 1984 года
Помощь приходит с неба

14 декабря 2019 г.

    На главную страницу - Наводнение в Амурской области 1984 года

    

    Еще не было объявлено всеобщей тревоги, еще продолжали готовить корма работники колхозов и совхозов, занимались обычной работой дорожники и связисты, а в Благовещенское авиапредприятие уже начали поступать заявки на вертолеты, в которых повторялось слово «наводнение». Руководителям районов, членам местных чрезвычайных комиссий нужно было внимательно следить- за обстановкой на реках, чтобы заблаговременно принять меры, оповестить население об опасности, в случае необходимости организовать отсыпку дамб, оперативно направлять людей и технику на устранение возможных аварий.

    Одна за другой поднимались со взлетных площадок винтокрылые машины и брали курс в верховья Амура и Зеи, на Ек;ь теринославку, Бурею.. После каждого такого полета руководители сельских и поселковых Советов, предприятий, хозяйств получали точные указания, откуда вывести скот, где укрепить мосты, какие еще принять меры.

    В один из тех дней потребовался вертолет и группе журналистов: надо было рассказать населению через средства массовой информации, какова гидрологическая обстановка в области, как готовятся амурцы к встрече стихии. Наш МИ-4 вел экипаж во главе с командиром Николаем Решетником. Машина кружила над полями и сенокосными угодьями, вдоль рек и речушек, пролетала над населенными пунктами, опускалась, где работали люди. Пролетели мы над территорией Благовещенского и Ивановского, Свободненского и Мазановского районов и в тот же день смогли подготовить материалы для своих редакций. В том, что за один день был проделан такой большой объем работы — большая заслуга авиаторов.

    Подъем воды в реках был настолько велик, что превзошел все критические отметки. Не удалось отстоять часть сел, многие из них оказались отрезанными от районных центров. К ним стало невозможно добраться никаким транспортом,, кроме водного и воздушного. Пришлось вертолетчикам прокладывать к этим селам воздушные мосты, которые стали для их жителей настоящими трассами жизни.

    Стойко и мужественно защищали село Константиновку его жители, днем и ночью возводили дамбы. Но вода ворвалась с тыла. Среди прочих строений опасность угрожала районной больнице и хлебозаводу. Областная и районная чрезвычайные комиссии приняли решение вывезти больных, среди которых были и роженицы, в Благовещенск. А тут, как назло, — низкая облачность, плохая видимость. И все же на сухие пятачки опустились три вертолета, которые привели из областного центра экипажи И. Безуглого, С. Хараева и В. Шатохина. Они доставили в Константиновку самое необходимое — хлеб, а обратно взяли на борт людей. По нескольку рейсов в день делали пилоты, пока не вывезли всех больных.

    Стихия бушевала не только внизу, но и в небе: что ни день — дожди, туманы, низкая облачность. Поэтому летать зачастую приходилось, как говорят авиаторы, на пределе профессиональной подготовки. И пилоты летали, успешно выдерживая нелегкое испытание. Садились где придется, нередко сами выполняли роль грузчиков.

    Экипажам, где командирами Леонид Фенюк, Евгений Проценко и Игорь Безуглый, пришлось перевозить необычный груз: поросят и телят. Возле села Касаткино животные оказались на маленьком островде суши, окруженном со всех сторон водой. А Амур все прибывал. 540 визжащих поросят авиаторы загрузили в салоны машин. Телят загоняли по сходням. Таких беспокойных «пассажиров» никогда еще не приходилось перевозить вертолетчикам. А наградой им за эти нелегкие рейсы были слова благодарности колхозников.

    Из опасных зон были заранее выведены все дойные гурты, но оказавшихся на высоких местах коров требовалось кормить,, доить. И тут, наряду с речниками, неоценимую помощь животноводам оказали авиаторы. Куда не могли подойти катера и теплоходы, комбикорма и сено доставляли на вертолетах. Дважды в день этот необычный для доярок транспорт перевозил их на дойку и обратно, забирал в областной центр бидоны с молоком. Транспортный конвейер работал так четко, что даже в самое напряженное время жители Благовещенска не ощущали перебоев в торговле молочными продуктами.

    Спасать народное добро сельским труженикам помогали и речники, и коллективы промышленных предприятий, механизаторы, пограничники. Но и им самим порой нужна была помощь авиаторов. Например, в Константиновке, Сагибово, Журавлевке, где возводились дамбы, на исходе оказались смазочные материалы и горючее, а бензовозы туда пробиться не могли. И тогда огнеопасный груз принял на борт экипаж С. Г. Филиппова. Он же доставил масло и дизельное топливо речникам, занятым спасательными работами в самом отдаленном — Архаринском районе. Четко справились с заданиями областного руководства не только пилоты, но и работники служб, обеспечивающих полеты. За все время не было ни одной жалобы на нехватку вертолетов, заявки чрезвычайных комиссий по борьбе со стихией выполнялись полностью. При этом часть экипажей продолжала выполнять и плановые народнохозяйственные работы. Доставляли в тайгу опоры ЛЭП, которые прокладываются вдоль трассы БАМа, обслуживали геологов и строителей магистрали на читинском участке, где предстояла стыковка.

    В общей сложности 331 час провели в воздухе вертолетчики авиапредприятия, участвуя в спасательных работах. Они вывезли из опасных зон 2349 человек, более 500 голов скота, доставили пострадавшим свыше 360 т продовольствия. Любопытная деталь: когда опасность затопления многих сел миновала, их жители, заблаговременно вывезенные в безопасные места, стали обращаться в чрезвычайные комиссии с просьбами помочь добраться домой. И вновь вертолетчики везли людей — обратными маршрутами, пока не были восстановлены автомобильные дороги.

    Последним вернулся с выполнения чрезвычайного задания по борьбе со стихией экипаж вертолета МИ-8 Г. Елагина. Дольше других оставались отрезанными паводком села Коистантиновского района, Волково и Новопетровка. Г. Елагин и его товарищи доставляли туда хлеб, а назад дважды в день вывозили суточные надои.

    — Суровый экзамен выдержан успешно, — подвел итог напряженной месячной работе начальник авиапредприятия Николай Тимофеевич Мельников. — В трудную минуту авиаторы проявили стойкость, мужество, высокое профессиональное мастерство. Хотя сильно мешали погодные условия, вертолетчики выполнили все задачи, которые на них были возложены.

    

    А.Кривченко


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   река Амур

   река Зея

   Наводнение 1984 года в Благовещенске

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Сильнее стихии". - Хабаровское книжное издательство, Амурское отделение. Благовещенск, 1984 г.
   Электронный вариант - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей