Наводнение 1984 года в Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6569
фото           7144








Первый литературный портал:



Стихотворение
Давай, когда взойдёт луна...

Стихотворение
Я очень светлый и хороший человек?...






Статьи по теме

География Приамурья
















Статьи по теме

Водные объекты области
















Наводнение в Амурской области 1984 года
На хлебных трассах

14 декабря 2019 г.

    На главную страницу - Наводнение в Амурской области 1984 года

    

    Из вечной борьбы со стихийными силами природы человек постоянно извлекал полезные уроки, а потому возводил дополнительные искусственные сооружения, строил сейсмостойкие здания, старался по различным признакам угадать надвигающуюся угрозу, чтобы избежать большого ущерба. Сослужат пользу в будущем и тревожные дни, проведенные амурцами летом 1984 г. Кое-где, видимо, придется возводить мощные ограждения, строить плотины. Это, так сказать, в перспективе. Сегодня в самый раз сказать и другое: значительно уменьшило удар стихии уже сделанное — плотина Зейского гидроузла, железобетонная набережная Амура в областном центре, прежние и вновь возведенные дамбы, своевременно сделанные предупреждения.

    — Лишь на два часа прекратилось движение по мосту через Зею в районе Благовещенска и 11-километровому отрезку автодороги до развилки на Белогорск, Тамбовку, Гродеково, — рассказывает начальник «Амуравтодора» Константин Михайлович Оплеснин. — Не будь этих сооружений, мы бы не смогли попасть на автотранспорте в ряд сел левобережья Зеи по крайней мере недели две...

    Накануне Оплеснин пробился в Гродеково (это 30 км от Благовещенска) на бронетранспортере, а на этот раз решил проехать туда с диспетчером Виктором Петровичем Волковым на обычном «уазике» — в надежде на большой спад воды.

    Мне пришлось проезжать по аккуратно заасфальтированному участку до развилки дороги в те дни, когда Амур у Благовещенска поднимался к пиковой отметке — 857 см. Разрушенные и уже частично восстановленные участки, местами вымытая часть насыпи, кое-где поломанный криволинейный брус— ограждение земполотна... Но главные беды, оказалось, были впереди.

    — Вот мостик, из-за которого произошла двухчасовая заминка, — показывает Оплеснин.

    Останавливаемся. К нам подходит мастер Георгий Яковлевич Разуваев из Благовещенского ДРСУ. Это под его руководством велись работы. Он спешит туча, где нужна помощь:

    — Грунт требуется.

    Мостик и в самом деле невелик. Но Амур, затопивший Владимирские луга, соевые поля, огородные участки благовещен-цев, искал выход на всем 11-километровом отрезке до развилки дорог. И прежде, в том месте, где обычно перегоняли через дорогу скот, забушевал мощный водоток. Он размыл конусы мостика, вынес на добрую сотню метров щебень, причем так, что повисло в воздухе асфальтовое покрытие. Тут-то и пришлось в срочном порядке перекрывать дорогу.

    Всего два моста и шесть водопропускных труб на этом участке. И если бы где-то «зевнули» дорожники — могла произойти большая беда. На 10-м километре у пятиочковой водопропускной трубы два очка пришлось забить камнем, потому что и здесь поток сумел выбросить гравий из насыпи.

    Дорожники полностью «заглушили» пять из семи мостов на старой дороге от поселка Зазейского до Гродеково, чтобы не помогать воде делать огромные промоины. И сейчас мы едем по дну только что отступившего «моря». Высоко над нами, на ветвях деревьев, кустарников повисли клочья сена — так высоко поднималась вода. Она и сейчас заступила дорогу озерцами и болотинами, уйдя с потемневших соевых и кукурузных полей.

    Недалеко от Каникургана — отделения совхоза «Гродековский» — выходит диспетчер Волков. Высокий, жилистый, с белой шапкой волос. Ему уже под семьдесят. Бывший руководитель Благовещенского ДРСУ и сейчас старается быть в гуще событий: дежурит«в субботы и воскресенья, выезжает в наиболее опасные места. Сейчас Оплеснин попросил его организовать разгрузку камня и гравийной смеси у первого большого разлива воды. На участок вышли мощные самосвалы автоколонны № 1536 из бригады А. В. Ефимова.

    Через несколько километров, у очередного разлива, протянувшегося вдоль дороги, на островке из только что выгруженного самосвалами камня, встречаем тракториста Федора Ивановича Верхотурова. «Беларусь» стоит на сухом месте, а хозяин его, вооружившись длинным шестом и засучив до колен штаны, помогает водителям подъезжающих самосвалов сориентироваться. Это уже помощь дорожникам из совхоза «Гродековский».

    — Чудом вы вчера добрались, — говорит Верхотуров Оплеснину. — Смотрите, что делается. — Тракторист погружает рядом с кучей сваленного камня свой многометровый шест, и он полностью уходит в пучину.

    Едем на пониженной передаче, с включенным передним мостом по огромному озеру. На обочине — деревца с ярко-красными ранетками. Высадили их в свое время дорожники, а теперь вот — довольно крупные плоды. Но угощаться некогда. У Гродекова — огромные выбоины. Не сели здесь только благодаря мастерству водителя. Пожалуй, сюда и надо направлять з первую очередь автосамосвалы с камнем. Здесь самый сложный участок.

    А вот и Гродеково — кое-где еще стоящие в воде дома и целехонькие дороги — улицы. Последним Оплеснин доволен. Дорожники — шефы работников совхоза. И когда друзья оказались в беде — тут уж все пополам. Надо отдать должное шефам: они спешили на помощь. Снесло мост через речку Мангу— доставили металлический сборно-разборный мост, за два дня смонтировали его; к сожалению, вода размыла конусы, перехлестнула через возведенное сооружение. Деревянного моста вообще не видно, а металлический цел. Осталось отсыпать подходы, сделать перильные ограждения.

    Почти две недели Гродеково было отрезано от «большой земли». Продукты и все необходимое доставлялось катерами и вертолетами. Питание было организовано в совхозной столовой, а спали (большая часть жителей) в конторе совхоза, которая стоит на высоком месте.

    Обо всем этом рассказал нам завгар совхоза Владимир Васильевич Симоненко. Он с закрепленной з,а ним машиной-вездеходом ожидал окончания обеденной дойки. Около двадцати бидонов молока должно было поступить с видневшейся за Мангой молочнотоварной фермы.

    — Молоко отправляем в областной центр на вертолете, — говорит Симоненко. — Что-то сегодня припоздала винтокрылая машина. Перетащим молоко через мост на руках,, а затем попытаюсь перевезти его в Благовещенск на своей машине.

    Да, нелегко доставались в те дни молоко, хлеб, картофель, овощи. В Гродеково в летний лагерь и обратно доярок перевозили вертолетом. Дорого? Накладно? Еще как. Но не было в этой ситуации иного выхода.

    Оказались на острове прибывшие на монтаж металлического моста строители из мостового управления в Белогорске и Завитинского ДРСУ. Они сосредоточили технику на возвышении, а сами большей частью выехали. Узнав, что мы, пробились в село, стали готовить в путь свои машины водитель! «летучки» В. В. Ротарь и автокрановщик А. А. Телухов.

    — Без дела не сидели, — сказали парни. — Выгружали продукты, ремонтировали совхозную баню, сделали профилактический ремонт своей технике.

    Едем обратно. Обстановка ясна. На Николаевку пока непроедешь: дорога в нескольких местах перерезана промоинами. Да и надо встретиться с директором совхоза.

    Валерия Павловича Певцова и управляющего Каникурганским отделением совхоза Владимира Васильевича Фомина встретили в пути. Буквально за пять минут решаются деловые вопросы: куда послать совхозного бульдозериста для выравнивания земполотна, где сосредоточить другую технику. Механизаторам в своем хозяйстве по сути убирать нечего (осталось не-затопленными всего около 40 га кукурузы). Комбайны, машины пойдут на помощь тем, у кого дела обстоят получше, но для этого нужно сделать безопасной дорогу.

    — Три дня мы держали «оборону» Гродеково, — говорит Певцов. — Лодок не было, и если бы не дороги, которые одновременно выполняли роль дамб, пришлось бы туго. Манга все-таки прорвалась, и людей пришлось забирать с крыш домов.

    ...На прежнем месте застаем тракториста Верхотурова и диспетчера Волкова. Теперь они получают дополнительное задание: часть самосвалов с камнем и гравием направить поближе к Гродеково, там серьезные промоины.

    ...Вспоминается еще одна поездка — в Нижнюю Полтавку Константиновского района. Всюду примечаем дорожников за обычным делом. У села Волково сооружается объездной путь. На строительстве небольшого моста заняты люди, автокраны, машины. На 34-м километре коллектив ДСУ-2 из Благовещенска асфальтирует дорогу на Тамбовку.

    Обгоняем а.втосамосвалы с камнем. Уже известно, что коллектив Благовещенского карьера объединения «Амурстройматериалы» в последние дни очень мало производит щебня. Все силы брошены на заготовку камня. Его выбирают сразу, как только прогремят взрывы. Потребность в этом материале возросла многократно.

    И в Тамбовском, и в Благовещенском районах дорожное полотно утюжат грейдеры. Машинисты их (время было обеденное), на какое-то время остановив агрегаты, прихватывали с собой авоську и здесь же, у обочины, наскоро обедали.

    Нам говорили, что значительные силы дорожников и привлеченной техники должны быть сосредоточены у Нижней Полтавки. Но оказалось, что работы на 24-м километре трассы КрестовоздвиженкаПоярковоКалинино в основном уже были завершены. На месте образовавшегося прорана дорожники уложили пять водопропускных труб и доводили до кондиций дорожное полотно. Работами руководили начальник Константиновского дорожностроительного Участка А. Д. Скобелкин и мастер В.Ю. Гуров.

    — Вода здесь перехлестнула трассу еще 10 июля, — перекрывая шум работающего бульдозера, рассказывает А. Д. Скобелкин. — Она вынесла железобетонные трубы. Сделали рядом резервный путь. Ливнями разнесло и его. Теперь трубы уложили чуть в стороне от основного потока, самые опасные места закрыли мешками с камнем. И объезд готовили, и основной участок трассы, а движение автотранспорта старались не тормозить. Ведь дорогу с Поярково не закроешь — она основная. Это понимали все. Не случайно для нашего не богатого людьми и техникой участка районная чрезвычайная комиссия выделила дополнительную технику. На помощь пришел и совхоз «Пограничный»: директор его Герой Социалистического Труда И. И. Багров дал нам бульдозер-«сотку» и погрузчик.

    Руководитель просит отметить хорошую работу мастера Гурова. Это молодой специалист, только что окончивший Благовещенский коммунально-строительный техникум. Но в трудную минуту он не растерялся, умело руководил людьми. Не считаясь со временем, трудились бульдозерист И. И. Никифоров, тракторист В. С. Кононенко, водитель самосвала А. В. Алексеев.

    — В борьбе со стихией нам помогают коллективы местных организаций и предприятий, — рассказывает К. М. Оплеснин.— Районные чрезвычайные комиссии выделяют в помощь дорожникам людей и технику, мобилизуют коллективы на устранение наиболее значительных разрушений. Дружно ликвидировали прораны под Ильиновкой инициаторы соревнования за досрочную подготовку дорог к уборке урожая — завитинцы. Здесь, на дороге Благовещенск — >Райчихинск, размыло полотно на значительную глубину и длину в 30—50 м. Через 50-метровый проран пришлось навести временный металлический мост, а 30-метровый — засыпать. Многое сделали для ликвидации аварийной ситуации начальник Завитинского ДРСУ А. В. Беляковский и мастер Г. В. Мамонтов. На помощь им пришел отряд тамбовчан-дорожников во главе с начальником ДРСУ А. М. Литвиновым. Что любопытно: Литвинов в свое время под руководством Беляковского трудился рабочим, мастером. Учился, вырос до главного инженера и начальника ДРСУ и теперь пришел с коллективом на помощь бывшему наставнику. Движение на участке было восстановлено...

    Обстановка на трассах продолжала оставаться напряженной. Сотни километров дорог находились под водой, а там, где она спала, обнаружились большие разрушения. Наиболее сильно пострадали Мазановский, Благовещенский, Архаринскии... Впрочем, нет районов, которые бы стихия обошла стороной. Немало разрушено мостов, водопропускных труб. В Архаринском районе особенно большой ущерб нанесен дорогам АрхараСагибово и НовоспасскИннокентьевка, в Мазановском — Введеновка — Норск, в Благовещенском — Зазейский — Муравьевка...

    Вроде бы что страшного: на многих участках дорог вода пришла и ушла, не наделав, на первый взгляд, никаких бед. Опасность в другом: переувлажненное земполотно начинает 'вспучиваться, а тут еще вдобавок засорились водоотводные системы. «Амуравтодору» пришлось максимально напрячься. Многие местные организации помогли — потребовались дополнительная техника, железобетон, люди. Большую помощь оказали областная и местные чрезвычайные комиссии.

    — Всеми силами, — замечает Оплеснин, — мы восстанавливаем хлебовозные дороги. Но ведь с нас велик спрос и за текущие дела. Поэтому будем продолжать строить и ремонтировать предусмотренные планами участки. Занимаемся и подготовкой дорог к зиме, нужно обеспечить выполнение годовой программы и социалистических обязательств. Мощные отряды дорожников трудятся в Благовещенском, Константиновском, Мазановском и других районах, людей и технику стараемся передислоцировать в выходные дни... Хотя, выходных у нас сейчас почти нет, — говорит он. — Запомнился мне бульдозерист Благовещенского ДСУ-2 Виктор Велькин. В воскресенье он наконец-то собрался с женой проведать родных в Константинов-ке. А тут я, как снег на голову, прошу его на своем мощном К-700 поработать. Без всяких разговоров собрался Виктор и поехал. Такими людьми и сильны наши коллективы.

    ...Аппарат «Амуравтодора» выполнил свое обязательство восстановить подъезд к автодорожному мосту через Зею на протяжении 11 км. В прошедшие субботники здесь восстанавливался криволинейный брус, закладывались камнем промоины, велись отделочные работы. Дружно выходили на субботники все коллективы ДРСУ, ДСУ и мостостроительного управления. Был выполнен и государственный план. По хлебовозным трассам идут и идут машины.

    

    Л.Давыдов


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   река Амур

   река Зея

   Наводнение 1984 года в Благовещенске

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   "Сильнее стихии". - Хабаровское книжное издательство, Амурское отделение. Благовещенск, 1984 г.
   Электронный вариант - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей