Образование в Приамурье О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      23
книги              55
панорамы       58
статьи        5789
фото           6893








Первый литературный портал:



Стихотворение
С болью сдавило мои виски...

Стихотворение
Незабудка





































Структура подготовки инженеров на Дальнем Востоке России (1985 - 2000 гг.)

31 июля 2019 г.

    В годы перестройки (1985-1991 гг.) и в период перехода к рыночной экономике (1990-е гг.) основные направления развития подсистемы высшего технического образования Дальнего Востока России, включая структуру и содержание подготовки инженеров, определялись государственной образовательной политикой и условиями социальноэкономического развития страны и региона.

    Во второй половине 1980-х годов дальневосточные технические вузы вели подготовку инженерных кадров более чем по 80 специальностям, «что в целом соответствовало структуре народнохозяйственного комплекса региона» [1, с. 229].

    Особенностью экономики Дальнего Востока являлся индустриальный тип освоения территорий, связанный с вовлечением в народное хозяйство богатейших природных ресурсов, с одной стороны, и сосредоточением здесь значительного количества предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) страны - с другой. К 1985 году в Дальневосточном экономическом районе (ДВЭР) получили развитие металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, лесо- и рыбохозяйственный, агропромышленный и транспортный комплексы.

    Своеобразие региональной экономики определяло структуру занятости населения. Его значительная доля (по Хабаровскому краю - 42%) трудилась в сфере промышленности и строительства. Повышенная занятость наблюдалась также на транспорте [2, с. 29].

    Значительная доля выпускников технических вузов предназначалась для традиционных отраслей народного хозяйства региона. Наряду с этим, высшая инженерная школа Дальнего Востока учитывала меняющиеся кадровые потребности экономики, обусловленные ускорением научно-технического прогресса: с 1980-х годов практически во всех вузах началось обучение специалистов в области вычислительной техники, автоматизации и комплексной механизации производственных процессов и т.д. Вместе с тем, в структуре подготовки инженерных кадров имелись специальности, предлагавшиеся только одним или двумя дальневосточными втузами. Так, Хабаровский политехнический институт (ХПИ) обеспечивал инженерными кадрами автомобильно-дорожное строительство, Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (Ха-бИИЖТ) - железнодорожную отрасль, Комсомольский-На-Амуре политехнический институт (КнАПИ) готовил инженеров для авиационной промышленности региона, Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ) - инженеров-гидроакустиков, специалистов по ультразвуковой технике и т.д.

    В течение 18-20 доперестроечных лет дальневосточная подсистема высшего технического образования демонстрировала относительное постоянство структуры подготовки специалистов и вузовской структуры. В условиях же ускоряющегося научнотехнического прогресса планы дальневосточных втузов на XII пятилетку предусматривали, с одной стороны, увеличение приема по существующим здесь остродефицитным специальностям, таким как «Электронные вычислительные машины» («ЭВМ»), «Производство строительных изделий и конструкций», «Промышленная электроника» и т. д. С другой стороны - расширяли специализацию в области новых направлений науки и техники: микропроцессорной- и робототехники, САПР, ГАП и др., при сокращении приема по избыточным специальностям [3, л. 19].В дальневосточных втузах оживление процессов перестройки структуры подготовки инженерных кадров наблюдалось уже с 1985-1986 годов. Так в КнАПИ в эти годы в рамках существующих специальностей были открыты девять новых специализаций. В их числе «Технология постройки подводных аппаратов» (открыта на базе судостроительного завода им. Ленинского комсомола), «Сварка в строительстве» (открыта по многочисленным заявкам предприятий региона) и т.д. [4, л. 2, 3].

    С 1988 г. в технических вузах Дальнего Востока, как и во всей стране, структура подготовки специалистов приводится в соответствие с новым перечнем специальностей, утвержденным в 1987 г. Производится перекодировка и переименование специальностей, которое отражало тенденции конкретизации их названий, укрупнения, универсализации специальностей, расширения профилей подготовки. Например, специальность «Мосты и тоннели» в новом перечне стала именоваться «Мосты и транспортные тоннели»; две специальности прежнего перечня: «Автомобильные дороги» и «Строительство аэродромов» - объединяются в одну: «Строительство автомобильных дорог и аэродромов».

    Вместе с тем, дальневосточным втузам не всегда удавалось оперативно реагировать на изменения кадрового спроса. Причиной тому были ограниченные права высшей школы по открытию новых направлений подготовки, командно-административные методы управления, отдаленность от центра. Серьезным тормозом для оперативного принятия решений служили также сильная бюрократизация отношений центра и регионов, громоздкая система согласований при слабой скоординированности действий министерств и ведомств. Показателен в этом отношении пример с попыткой открытия в КнАПИ новой и крайне востребованной специальности «Электрооборудование летательных аппаратов». Ее введение планировалось в 1986 г. Однако специальность так и не была открыта даже к концу XII пятилетки из-за несогласованности действий Госплана СССР, Минвуза и Министерства оборонной промышленности [5, л. 3].С 1991 г. ученые советы вузов получили право самостоятельно определять структуру подготовки студентов, и указанная проблема несколько сгладилась.

    В числе недостатков региональной структуры подготовки контролирующие органы неоднократно отмечали параллелизм и дублирование специальностей в вузах разных министерств, а также случаи нерационального использования выпускников [6, л. 115]. Действительно, например, специальность ПГС имелась в четырех вузах, «водоснабжение и канализация» - в трех, «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» - в трех и т.д. Избыточность подготовки инженеров по ряду специальностей частично преодолевалась путем корректировки планов набора. Так, в ХПИ в 1988 г. приемная комиссия отмечала необходимость сокращения общего плана приема на 100 человек по 4 специальностям [7, л. 6-7].

    Обновление номенклатуры специальностей и меняющиеся условия финансовохозяйственной деятельности высшей школы потребовали упорядочения структуры технических вузов Дальнего Востока. В период перестройки, особенно с 1988 г., после получения вузами права самостоятельно открывать и закрывать кафедры, факультеты и иные структурные подразделения, здесь шли активные процессы создания новых факультетов и кафедр, их переименования, слияния, а в некоторых случаях и разукрупнения.

    С начала 1990-х годов в структуре подготовки инженерно-технических кадров на Дальнем Востоке происходят принципиальные изменения, обусловленные прежде всего новым законодательством об образовании (расширение академических свобод вузов, введение многоуровневого высшего образования и государственных образовательных стандартов (ГОС ВО и т. д.). Кроме того, безусловное и определяющее влияние на структуру подготовки инженерно-технических кадров оказывали радикальные изменения в экономической и социальной жизни Дальнего Востока, происходившие после распада СССР. Вхождение в рынок сопровождалось резким падением производства во всех отраслях народного хозяйства и ухудшением социального положения большей части населения дальневосточного региона». Сокращение объемов производства на Дальнем Востоке в 1991 г. составило 1,8%, в 1992 г. - 15,4%, в 1993 г. - 15,7%, в 1994 г. - 20,8% [8, с. 4-5].

    Перестройка отраслевой структуры экономики в этот период повлекла за собой изменение структуры занятости. Так, если в 1992 г. в промышленности Хабаровского края было задействовано 30,8% занятых в экономике, то в 1995 г. этот показатель снизился до 26,3%; в строительстве за аналогичный период занятость упала на 31,6%[9].

    Все эти факторы определяли трансформацию спроса на региональном рынке труда и дальнейшее совершенствование структуры и содержания подготовки инженеров для региональной экономики. В новых условиях хозяйствования развитие структуры подготовки специалистов становится и важным элементом маркетинга образовательных услуг, имиджа вузов и один из определяющих показателей университетского статуса.

    Переход к многоуровневой подготовке специалистов в дальневосточных втузах начался уже с 1992 г. Первыми региональными институтами, приступившими к внедрению модели непрерывного многоуровневого образования, (начиная с 9 класса общеобразовательной школы и заканчивая докторантурой), стали Хабаровский и Дальневосточный политехнические институты. С сентября 1992 г. в ХПИ была открыта подготовка бакалавров наук по девяти направлениям на 4 факультетах.

    С 1995 г. в дальневосточных втузах начинается выпуск первых, пока еще немногочисленных бакалавров. В Петропавловск-Камчатском высшем морском училище первый выпуск бакалавров («бакалавр-судомеханик», «бакалавр-радиотехник», «бакалавр-судоводитель» и т. д) состоялся в 1996 г. [10, с. 662].

    Необходимость адаптации дальневосточных втузов к новым экономическим условиями целевая установка на получение университетского статуса стимулировали дальнейшее расширение диапазона подготовки специалистов (в том числе за счет экономических и социально-гуманитарных специальностей) и поиск оптимальной структуры самих учебных заведений. Втузы перепрофилировали кафедры и создавали новые учебные подразделения, лицензирования новые направления, специальности и учебные программы.

    В ХГТУ к 1995 г. появился ряд новых специальностей и специализаций для машиностроения: «Информационные системы в машиностроении», «Стандартизация и сертификация в машиностроении», «Реновация средств материального производства в машиностроении» и т. д. [11].

    Перспективы развития на Дальнем Востоке нефтеперерабатывающей промышленности и отсутствие в регионе подготовки инженеров данного профиля обусловили открытие в КнАПИ в 1993 г. естественно-научного факультета (ЕНФ), первый набор на который состоялся по направлению «Химическая технология и биотехнология». В 1995 г. ЕНФ реорганизуется в факультет нефти и химии. В 1997 г. здесь открылась специальность «Технология переработки пластических масс и эластомеров». Поиск оптимальной структуры завершился в 2000 г. созданием факультета экологии и химической технологии [12, с. 90, 98].

    К середине 1990-х годов в Дальневосточных втузах появляются принципиально новые подразделения: в ДВГТУ - Институт интегрированных систем образования, объединивший все виды дополнительного образования, высшая коммерческая школа, академия малого и среднего бизнеса, высший технический колледж [13, С. 34] ;в составе ХГТУ - Институт архитектуры и строительства, Институт экономики и управления, Дальневосточный лесотехнический институт, Институт информационных технологий и т. д.

    Структурные преобразования подготовки инженерных кадров во второй половине 1980-х годов были вызваны необходимостью оптимизации деятельности высшей школы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, внедрения новых принпипов хозяйствования, ускорения научно-технического прогресса. Они отражали общие тенденции реформирования высшего образования: сокращение государственного финансирования системы, устранение неоправданной дробности специальностей и структурных подразделений вузов, а следовательно, и штатных излишеств. Введение новых специализаций и специальностей было рассчитано на углубление и обновление специализации вузов, усиление их ориентации на остродефицитные специальности, новые направления в науке и технике и на запросы региональной промышленности. При сохранении централизованного планового принципа формирования структуры подготовки инженерных кадров вузы были наделены некоторыми свободами, в частности, правом открывать и закрывать факультеты, кафедры и т.д. в пределах выделенных лимитов. Расширение профилей подготовки, укрупнение структурных подразделений втузов способствовало оптимизации финансово-хозяйственной деятельности вузов.

    В девяностые годы XX в. продолжается реформирование высшего образования. Структура подготовки инженерных кадров приводилась в соответствие с требованиями первого и второго поколений ГО Сов, законодательством о многоуровневой структуре образования. Совершенствуя свое организационное строение и расширяя профили подготовки, втузы добивались финансовой стабильности и конкурентных преимуществ в борьбе за государственные инвестиции и за абитуриента. Вместе с тем, активное расширение спектра «доходных» специальностей, в основном экономико-управленческого и социально-гуманитарного профиля, не всегда имело необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение, что, безусловно, отрицательно сказывалось на качестве подготовки специалистов по вновь вводимым направлениям.

    

    Список литературы
    01. Хисамутдинова Н. В.Дальневосточная школа инженеров: к истории высшего технического образования (1899 - 1990 гг.) :моногр. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2009. 286 с.
    02. Пензин И. Д.Хабаровский край: Население. Города. Культура. Хабаровск : Кн. изд-во, 1988. 128 с.
    03. Государственный архив Приморского края (ГАПК).Ф. 52. Оп. 12. Д. 913. 20 л.
    04. Комсомольский н/А городской архив (КнАГА).Ф. 171. Оп. 1. Д. 1424. Л. 2, 3.
    05. КнАГА.Ф. 171. Оп. 1. Д. 1424. Л. 3.
    06. НД Дальневост. гос. техн. рыбохозяйств. ун-та за 2015 г.№ 05-06. Протоколы № 1-3 заседаний Совета Дальрыбвтуза за 1987 г. Л. 115.
    07. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК).Ф. Р-1833. Оп. 1. Ед. хр. 1650. 19 л.
    08. Галичанин Е. Н., Ивлев Я. Я.Краткие итоги реформирования экономических отношений на Дальнем Востоке // Экон. жизнь Дальнего Востока. 1995. № 1 (4-5). С. 3-12.
    09. Об основных направлениях кадровой политики в Хабаровском крае на 1997-2005 годы: постановление Главы администрации Хабаровского края от 6 февр. 1997 г. № 35 // BestPravo.ru : сайт (архив.версия). URL: http://russia.bestpravo.ru/(дата обращения: 24.07.2015).
    10. Гаврилов С. В. «Мы все учились понемногу...» История морского и рыбохозяйственного образования на Камчатке. Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2010. 672 с.
    11. Отвечать на запросы времени// За инженерные кадры. 1995. 6 марта. № 1 (977).
    12. Пора зрелости: Комсомольскому-на-Амуре гос. техническому ун-ту - 50 лет. Хабаровск :Дальневост. кн. изд-во «Приамурские ведомости», 2005. 192 с.
    13. Турмов Г. П. Университетское образование в техническом вузе : в 2 кн. Кн. 1. Владивосток : Изд-во «Уссури», 1997. 364 с.

    

    М. А. Мурашев (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск)


    Дополнительно по данной теме можно почитать:

    


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Печатный источник - «Ученые заметки ТОГУ» Том 8, № 1, 2017
   Электронный вариант - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"