Образование в XIX - XX вв. О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      60
книги              71
панорамы       58
статьи        6343
фото           7068








Первый литературный портал:



Стихотворение
И они обрывают трубки, звонят, звонят...

Стихотворение
Вы и не нюхали







































Государственная политика в области управления образованием в XIX - начале ХХ века

18 июня 2014 г.

    Изменения внутриполитического курса в период правления Александра I предопределили школьную реформу 1803-1804 гг. Дело народного образования было централизовано путем создания министерства народного просвещения и разделения всей территории Российской империи на шесть учебных округов, что неминуемо должно было сказаться и на реформировании системы управления образованием на территории Сибири. Начиная с данного момента, система светского образования Сибири находилась в сфере внимания властей, претерпевая все последующие административные преобразования, хотя с существенным запозданием.

    Одним из принципов имперской политики становится, прежде всего, стремление унифицировать систему управления светским образованием, заключив ее в рамки окружной системы. Однако в силу целого ряда обстоятельств (обширная территория, низкая плотность населения, отсутствие высших учебных заведений, финансовых средств, волокита и т. д.), окончательное решение данного вопроса затянулось до 1882 г., хотя еще в 1803 г. обсуждался вопрос о возможности открытия в Сибири университета, что могло послужить основанием для организации здесь самостоятельного учебного округа. В пункте 14-м "Предварительных правил народного просвещения", высочайше утвержденных 24 января 1803 г., среди городов, в которых предполагалось открыть университеты, указан и г. Тобольск [01].

    В период с 1803 по 1882 гг. правительство, соразмеряя свои действия с мнением и интересами местных властей и не имея возможности создать на территории Сибири самостоятельного учебного округа, практикует альтернативные окружной системе формы контроля. Учитывая особенности каждой административной модели, можно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает с 1803 по 1828 гг., когда все светские учебные заведения Сибири подчинялись Казанскому университету и управлялись через институт визитатора. Подобная практика организации управления образованием оказалась малоэффективной для Сибири, так как Казанский округ, по причине обширности, оказался слабоконтролируемым. Однако, несмотря на недовольство многими сторонами, сложившаяся практика управления светскими учебными заведениями Сибири без изменения просуществовала до 1823 г., когда был поставлен вопрос о необходимости реформ. Разработка проекта преобразований велась как со стороны Западносибирского генерал-губернатора П. М. Капцевича, так и со стороны попечителя Казанского учебного округа М. Л. Магницкого.

    Осенью 1823 г. проект, на основании которого местный надзор за учебными заведениями закреплялся за гражданскими губернаторами, был представлен на рассмотрение Первого Сибирского комитета [02]. Окончательное решение данного вопроса последовало лишь осенью 1828 г., когда в соответствии с принятым Уставом упразднялась должность визитатора, а все учебные заведения Сибири подчинялись гражданским губернаторам, наделенным правами попечителей округов. Подобная практика управления просуществовала до 1859 г., что составляет содержание второго этапа.

    Новое обращение к вопросу управления учебными заведениями Сибири связано с деятельностью Второго Сибирского комитета, образованного в апреле 1852 г. Среди проблем, рассмотренных им в сфере образования, был и вопрос об учреждении в Сибири отдельного учебного округа с целью "достижения единства в устройстве учебных заведений" европейской части России и Сибири [03].

    В записке на имя министра народного просвещения от 1 января 1857 г. П. М. Капцевичем был изложен круг мероприятий, необходимых для реорганизации системы управления образованием. Среди наиболее важных предложений выделялось следующее:

    Во-первых, с целью сохранения единства в устройстве учебных заведений, предлагалось освободить гражданских губернаторов Тобольской и Томской губерний от обязанности попечителей училищ, сохранив за ними надзор за порядком и благочестием в учебных заведениях.

    Во-вторых, назначить для управления учебной частью под непосредственным началом генерал-губернатора Западной Сибири особого попечителя, или помощника попечителя, если звание первого возложено будет на самого генерал-губернатора.

    В-третьих, учредить при попечителе канцелярию, штаты которой будут определены Министерством народного просвещения (МНП) [04].

    По итогам переписки и согласований 12 апреля 1859 г. было Высочайше утверждено "Положение об управлении гражданскими учебными заведениями Западной Сибири", которое указом от 18 декабря 1867 г. распространялось, с незначительными изменениями, и на Восточную Сибирь [05].

    Во время третьего этапа (1859-1885) управление светскими учебными заведениями осуществлялось на основании правил Положения 1859 г. Западно-Сибирскому генерал-губернатору вменялось главное управление всеми гражданскими учебными заведениями в регионе. Для ближайшего надзора за учебными заведениями при нем учреждалась должность главного инспектора училищ.

    Установленная в 1859 г. система управления учебными заведениями Западной Сибири без изменений просуществовала недолго. Уже в течение первого года выявилась неудовлетворительность назначаемого этим Положением штата, вследствие чего, в ноябре 1860 г. генерал-губернатор Западной Сибири представил министру народного просвещения ходатайство о необходимости увеличения канцелярии главного инспектора за счет введения должности помощника секретаря [06].

    В 1878 г. был поднят вопрос о необходимости изменения существующей практики управления учебными заведениями Западной Сибири. Данное обстоятельство вызывалось тем, что на уровне МНП была создана комиссия для реализации Высочайшего повеления от 16 мая 1877 г. об учреждении в Сибири университета и во время обсуждения вопроса возникла мысль, что в случае учреждения сибирского университета в Томске местный генерал-губернатор должен быть освобожден от обязанности заведования учебными заведениями [07].

    Вследствие этого МНП в представлении Государственному совету от 11 февраля 1878 г. "Об учреждении в городе Томске университета" высказало согласие с комиссией по вопросу об учреждении в Западной Сибири должности попечителя учебного округа [08]. После проработки данного положения на уровне Государственного совета, 25 февраля 1885 г. его представили на высочайшее утверждение, и 12 марта 1885 г. последовал указ об учреждении Западно-Сибирского учебного округа. В нем говорилось: "Новый учебный округ подчинить попечителю, на одинаковых правах с попечителями других учебных округов и с распространением на оный всех действующих относительно сих округов постановлений..." [09].

    Таким образом, до непосредственного учреждения самостоятельного учебного округа на территории Западной Сибири, можно выделить три взаимообусловленных этапа, связанных с реорганизацией системы управления образованием.

    Создание самостоятельного Западно-Сибирского учебного округа явилось четвертым и завершающим этапом в поисках наиболее оптимальной модели управления образованием. В рамках уже созданного и функционирующего Западно-Сибирского учебного округа проявился еще один важный принцип государственной политики по управлению светскими учебными заведениями - реформирование окружной модели управления с целью ликвидации внутренних различий между округами. Особенно ярко это проявилось в рамках общероссийской реформы системы управления образованием 1913 г.

    В 1913 г. в Государственной Думе был рассмотрен вопрос об изменениях в системе управления, содержания и организации учебных округов. Причиной, вызвавшей необходимость реформирования, послужила неудовлетворенность штатов окружной инспекции и попечительских канцелярий, неспособных справиться с возрастающим кругом обязанностей, вызванным увеличением числа учебных заведений.

    Предлагаемый законопроект предусматривал: во-первых, расширение территории Западно-Сибирского учебного округа за счет включения в его состав Енисейской губернии и Тургайской области.

    Во-вторых, планировалось увеличить штат управления Западно-Сибирского учебного округа, повысив содержание и класс должностей. Для этого предусматривалось ввести должность помощника попечителя, потребность в котором высказывалась еще в середине XIX в. На этот счет в проекте говорилось: "В настоящее время должностей помощников попечителей установлено только шесть, а именно, в округах: Варшавском, Виленском, Казанском, Киевском, Московском и Санкт-Петербургском. Во избежание обременения государственного казначейства крупным новым расходом, нахожу пока возможным ограничиться учреждением сих должностей в округах первого и второго разрядов, т.е. добавить четыре новых должности помощника попечителя" [10].

    В-третьих, увеличение числа окружных инспекторов. Данный вопрос поднимался неоднократно. В представлениях МНП в Государственную Думу за 1908 и 1909 гг. об увеличении числа окружных инспекторов в Западно-Сибирском учебном округе указывалось, что оно признает необходимым посещение каждого учебного заведения окружным инспектором 5-6 раз в течение учебного года (около 200 дней) в продолжении 3-4 часов [11].

    Ввиду вышеприведенных соображений МНП новый проект вводил жесткие ограничения в количестве учебных заведений на одного инспектора и устанавливал численность инспекторов. В рамках Западно-Сибирского учебного округа планировалось увеличить число инспекторских единиц с 3 до 4, уменьшив число учебных заведений на каждого с 12 до 11 [12].

    В-четвертых, намечались изменения в штатах учебно-окружных канцелярий. Во главе канцелярии по-прежнему оставался ее правитель, которому непосредственно должны подчиняться столоначальники, по числу столов (отделений) в канцелярии (3 или 4).


    1-й стол - административный, должен был рассматривать во-первых, дела по перемещению личного состава служащих учебных заведений, подчиненных управлению округа, а во-вторых, сбор документации и переписка, касающаяся личного состава;
    2-й стол - хозяйственный, должен заниматься делами по содержанию учебных заведений, дирекций и инспекций народных училищ и личного состава, вести переписку по открытию, преобразованию и закрытию учебных заведений;
    3-й стол - учебный, рассматривает дела, связанные с личным составом учащихся и организацией учебного дела в учебных заведениях, общественными организациями, внешкольным образованием и санитарным надзором;
    4-й стол - по введению всеобщего обучения. Однако в связи с тем, что в Западно-Сибирском учебном округе на 1913 г. не было еще принято решения о создании сети всеобщего обучения, данное отделение создавать не предполагалось.

    В каждом отделении в помощь столоначальнику предполагалось назначить от одного до двух помощников. В составе каждого стола планировалось создать по одной должности канцелярского служителя для поддержания внешнего порядка в делопроизводстве и ведения журналов входящих и исходящих бумаг.

    Независимо от указанных столов, в непосредственном подчинении правителя канцелярии, планировалось создать бухгалтерию в составе бухгалтера и его помощника. Их обязанности: ведение бухгалтерских книг, расходных росписей, хранение отчетной документации по управлению учебного округа и представление их на ревизию, составление реестров, ежемесячных сличительных, а также требовательных ведомостей, переписка по взиманию сборов за свидетельства, дипломы и испытания [13].

    Таким образом, в плане разработки проектов преобразований 1913 г. был достаточно плодотворным. Образовавшийся лишь в 1885 г., испытывающий ряд трудностей, постепенно Западно-Сибирский округ начинал приближаться к учебным округам Европейской России. Однако затянувшееся рассмотрение и разработка данных законопроектов не позволили их реализовать на практике, а последовавшие события 1917 г. и вовсе парализовали деятельность в данном направлении.

    Еще одним важным принципом государственной политики в области системы управления образованием на территории Западной Сибири являлось стремление распространить единые нормы на все учебные заведения, тем самым ликвидировать факт их многоведомственного подчинения. Однако несмотря на попытки министерства централизовать все школьное дело в Западной Сибири, особенно начальная школа продолжала оставаться в крайне хаотичном состоянии. Внешними показателями этой хаотичности служили многотипность школ и многоведомственность их подчинения. Внутренними - отсутствие единства в учебных программах, преподаваемых предметах, требованиях к учащимся. По подсчетам Ф. Ф. Шамахова, школы Западной Сибири в начале XX в. представляли собой около 20 типов учебных заведений и находились в административном подчинении разных ведомств: МНП, Министерства государственных имуществ и Министерства внутренних дел, Военного ведомства, ведомства Кабинета, ведомства Синода [14].

    Процесс объединения учебных заведений в рамках одного учебного ведомства был вполне закономерен. Примером тому служит факт передачи МНП горнозаводских школ ведомства Кабинета.

    В 1897 г. в ведение министерства было передано Окружное Барнаульское училище с преобразованием его в реальное, а в 1900 г. между Кабинетом Его Императорского Величества и МНП начинается переписка о передаче в ведение последнего начальных горнозаводских школ. Официальной причиной передачи, как показывают документы, послужил начавшийся переход учебных заведений различных ведомств в управление министерства народного просвещения, приведший к утрате целесообразности концентрации учебного дела в руках управления Алтайских заводов. Однако, как показывает анализ процессов, происходящих в это время в Алтайском округе, истинная причина передачи учебных заведений заключалась в спаде экономического роста и начале кризисных явлений [15]. К этому времени горнозаводские школы переживали период упадка, многие оказались на стадии закрытия. Если в 40-х гг. XIX в. в пределах Алтайского горного округа насчитывалось 14 горнозаводских школ с общим числом учащихся 1275 человек, то в 90-х остались лишь 9 с 550 учащимися [16].

    Окончательное разрешение дело получило в связи с выходом 16 октября 1901 г. Высочайшего разрешения на передачу МНП состоящих в ведении Кабинета начальных школ Алтайского округа.

    Таким образом, анализируя политику государства в сфере управления образованием на территории Западной Сибири, можно выделить три основных принципа: стремление распространить на территорию Сибири единые принципы управления, ликвидация многоведомственного подчинения учебных заведений и дальнейшее проведение реформ уже в рамках окружной системы.

    

    Блинов Алексей Владимирович, канд. ист. наук, доцент Кемеровского государственного университета

    

    Приложения
    01. ПСЗРИ. Собрание 1-е. T. XXVII. СПб., 1830.
    02. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 95. Л. 135 об.
    03. Там же. Л. 33 об. - 34.
    04. РГИА. Ф. 733. Оп. 84. Д. 164. Л. 136; Оп. 193. Д. 71. Л. 141-141 об.
    05. Там же. Оп. 194. Д. 219. Л. 92 об. - 93.
    06. Там же. Оп. 193. Д. 71. Л. 141.
    07. Там же. Ф. 1152. Оп. 10. Д. 81. 1-2 об.
    08. РГИА. Ф. 733. Оп. 194. Д. 219. Л. 30.
    09. ПСЗРИ. Собрание 3-е. Т. V. СПб., 1887.
    10. РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 673. Л. 21.
    11. Там же. Л. 21-22.
    12. Там же. Л. 23.
    13. РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 673. Л. 16.
    14. Шамахов Ф. Ф. Народное образование в Западной Сибири в конце XIX - первые годы XX в. (с 90-х гг. по 1904 г.) // Томский государственный педагогический институт. Ученые записки. T. XVI. Томск, 1957.
    15. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. Под редакцией П. А. Голубева. Томск, 1890.
    16. ГАТО. Ф. 100. Оп. 1. Д. 74. Л. 2.


    Дополнительно по данной теме можно почитать:

    Алексеевская женская гимназия

    Женское епархиальное училище

    Ремесленное училище и монастырь


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Портал Сибирь капиталистическая