город Тында О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6743
фото           7264








Первый литературный портал:



Рассказ
Магическая фраза

Сказки для взрослых
Мечтания






























Тында
Мрачные страницы истории

05 апреля 2021 г.

   На страницу г.Тында

   

   Важным годом для будущего развития поселка Тындинский стал 1932 год. В апреле выходит постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», утвердившее план строительства БАМа. Наркомату путей сообщения предписывалось обеспечить «немедленный приступ ко всем подготовительным работам по сооружению БАМа». Стройку, согласно постановлению, планировалось закончить в три года: сквозное движение по всей магистрали в режиме рабочей эксплуатации должны были открыть к концу 1935 года.

   На самом раннем этапе строительства стало ясно, что сроки выдержать не удастся. Основная проблема значилась в отсутствии рабочей силы: при официально установленном контингенте работающих в 25-26 тысяч человек к началу строительства в 1932 году удалось привлечь только 2,5 тысяч человек. С учетом трудностей с доставкой стройматериалов и оборудования к концу 1932 года реализация проекта оказалась на грани срыва. К работе по строительству будущей магистрали подключили заключенных, в основном «врагов народа». В октябре 1932 года стройку передали из ведения Наркомата по железным дорогам (НКПС) в ОГПУ, которое в этот момент в рекордные сроки завершило строительство Беламорско-Балтийского канала. В этом же году был организован Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (Бамлаг) – дочка ГУЛАГ НКВД. Управление Бамлагом располагалось в городе Свободный Амурской области. Проблема с рабочей силой на БАМе была решена.

   Хотя вопрос с рабочей силой был снят, первоначальные планы пришлось менять и готовить очередное постановление о строительстве БАМа, которое вышло в 1933 году. Был утвержден современный маршрут прохождения магистрали от Тайшета через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тынду, Ургал, Комсомольск-на-Амуре. Первоочередной задачей оставалась строительство соединительной линии от Транссиба до Тынды.

   Строилась она силами заключенных Бамлага. В начале 1933 года на строительство, в частности в Тынду, стали прибывать первые заключенные. В большинстве своем места для них готовы еще не были. Предстояло строить бараки, служебные помещения, казармы для охраны. По воспоминаниям Г.Ф.Конева, охранника первого отделения на Тынде: «Первые зоны представляли собой территорию, огражденную плетнями вместо колючей проволоки, электричества не было, охранная зона освещалась кострами и фонарями “летучая мышь”».

   Все население Бамлага распределялось по категориям трудоспособности. Первая категория – 53%, вторая – 35,4%, третья – 6,4%, остальные без категории (т.е. нетрудоспособные). Из общего числа заключенных 70,2% были заняты на производственных работах, 14,3% – на обслуживании лагеря, 15,5% – не работали. Из десяти заключенных семь-восемь участвовали в сооружении БАМа. Они расчищали просеку, вели земляные работы, насыпали полотно, рубили лес и делали шпалы, строили мосты – в общем, все то, что необходимо для строительства железной дороги.

   Бамлаг представлял собой огромнейшее образование. Строительство вели большими силами. Примерно на каждые 10 километров строительства был лагерь численностью свыше 700 человек. Ветку Бам–Тында строили заключенные двух крупных отделений Бамлага: первого, Тахтамыгдинского отделения, которое вело строительство от станции Тахтамыгда до станции Селип, и шестого, Нюгжинского отделения, которое вело строительство от станции Селип до Тынды.

   Много сил и средств уходило на устройство мостов, паромных переправ, расчистку территории, корчевку пней. Строилась линия Бам-Тында по техническим нормам тех лет, в основном, вручную, с использованием тачек, ломов, кирок, лопат, мускульной силы заключенных. К 20-й годовщине Великого Октября строительство практически было выполнено на 90 процентов: земляное полотно сооружено, верхнее строение пути уложено, мосты построены, что позволяло открыть временное движение поездов по всей линии.

   4 ноября 1937 года окрестности тихого таежного поселка огласил паровозный гудок, который возвестил о том, что строительство железной дороги от Транссиба до Тындинского - построена. По новой дороге прошел первый поезд. Вот что пишет об этом событии Виктор Прядкин в своем документальном повествовании «Неизвестный БАМ»:

   «В состав поезда входили три вагона. Очевидцы говорят, что это было грандиозное событие. По сути два праздника одновременно: собственно прибытие самого поезда и 20-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. От красных лозунгов, флагов и знамен рябило в глазах. Гремел духовой оркестр. На бампере паровоза стоял огромный портрет Сталина. Состоялся митинг с традиционными выступлениями представителей партийных и советских органов, руководителей БАМЛАГа. Вот только самих строителей, то есть "путеармейцев", тьфу, совсем запутался - зеков, на этом праздники не было. Ну не огораживать же перрон колючей проволокой! Нельзя им там быть, весь вид бы испортили, потом охрана нужна, одним словом это уже не праздник.

   Широкая общественность узнала об этом событии, читая центральные газеты СССР. Там было сказано, что это подарок строителей, товарищу Сталину, в честь 20-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, там же был напечатан рапорт строителей, направленный в адрес "вождя". Какой ценой достались эти 186 км, и кто в действительности строил эту железнодорожную ветку, та же общественность узнала спустя пятьдесят с лишним лет. Впрочем, многие и сегодня считают, что первый поезд в Тынду пришел в ноябре 1976 года, так написано в Советской энциклопедии...»

   Что же касается 1937 года, железная дорога, между тем, оживила край, дала крошечному поселку толчок, который не погасили даже военные годы. Если в 1931 году в семилетней школе обучалось 219 ребят, то через девять лет в школу ходило уже 585 человек. Но узловой станцией, связывающей Якутию и Транссибирскую магистраль, Тындинскому тогда стать не удалось: началась Великая Отечественная война. Рельсы с линии Бам-Тында ушли на строительство Волжской рокады.

   

   Комментарий: - В 1937-1941 гг. основная часть строителей состояла из политзаключенных, бывших военных. По воспоминаниям жителей Сковородино и Тынды с началом Великой Отечественной войны большинство заключенных написали заявления с просьбой направить их на фронт. В ноябре 1941 года большинство заявлений было удовлетворено. Заключенным было предложено «своим ходом» (пешком) добираться до Сковородино, где они направлялись в формируемые части, а затем отправлялись эшелонами на фронт. По свидетельству старожилов, многие из них не дошли до Транссиба, замерзли по дороге. Морозы в то время были жесткие, а одежда заключенных оставляла желать лучшего, да и физически многие были истощены.

   Жуткие страницы истории связанные с Тындой, с нашей Амурской областью. А чтим ли мы память тех, кто был истинным первопроходцем БАМа? Все почести отдаем комсомольскому БАМу. Несомненно, бамовцы семидесятых и восьмидесятых годов заслуживают почестей и славы, уважения и памяти. Они совершили настоящий трудовой подвиг, возводя последний участок Байкало-Амурской магистрали от Лены до Амура. Но и те первые, заслуживают ее не в меньшей степени.

   Еще в 2015 году депутат Тындинской городской думы Валентина Пинчук предложила своим коллегам по депутатскому корпусу рассмотреть вопрос увековечивания памяти жертвам сталинских репрессий. Увы, ничего не сдвинулось с мертвой точки за это время. Надо подключать к решению вопроса администрации области, города, района, общественность и, конечно же, НКО «Мемориал». В 2022 году исполнится 90 лет с момента выхода первого постановления Совета Народных Комиссаров СССР (1932 г.) «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», утвердившее план строительства БАМа. С него все и началось.

   

   Шестак Иван


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Шестак И. - "Главный город Магистрали". 2020 год
   Электронный вариант - Коваленко Андрей, Главный редактор портала "Амурские сезоны"