Черняевский техучасток водных путей О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      64
книги              71
панорамы       58
статьи        6402
фото           7082








Первый литературный портал:



Стихотворение
Твой дух

Стихотворение
Я свет...






Статьи по теме

Магдагачинский район































Черняевский техучасток водных путей

07 ноября 2017 г.

   На страницу села Черняево

   

   Пароходство на Амуре началось с 1860 года. Это были первые почтовые и военные пароходы. Кроме дозорной службы военные пароходы также обеспечивали работу экспедиций по изучению Приамурского края. Казаки постоянно помогали сталкивать с мелей пароходы и баржи.Позже возникла необходимость создания специальных служб водного пути, которые могли бы обеспечивать безопасное судоходство на Амуре.







   На фото справа - Обстановочный катер ,,Путейский 12,,. 1970-е гг

   

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

    Из исторических сведений известно, что в конце XIX века черняевский участок Амура относился к Шилко-Амурскому водному пути. В станице Черняева находилась квартира начальника 2-й дистанции 2-го отделения водных путей Амурского бассейна.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Сохранились скупые сведения об одном из первых руководителей судоходной дистанции на верхнем Амуре. Это Морозов Николай Дмитриевич, 1880 года рождения, со средним образованием, начальник Черняевской судоходной дистанции, в 30-х годах репрессирован. Никто из старожилов села не помнит об этом человеке.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   В 1894 году впервые был углублён фарватер переката (расположен в 6 километрах вверх по течению от села Черняево). Этот перекат знаменит своим мелководьем, на котором с трудом расходились суда, особенно в летнюю межень, когда Амур становился в некоторых местах несудоходен. Местный скот мог переходить на противоположный берег Амура беспрепятственно.Позже гарантированные глубины переката поддерживались путём землечерпания. На этом участке постоянно работали земснаряды. Они вели в основном подрезку отмелей, проводили дноуглубительные работы, улучшая судоходные условия на реке.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Черняево было началом первого участка водного пути. Путейский флот обслуживал судоходные пути в пределах верхнего Амура. Граница обслуживаемого участка проходила от места слияния Шилки и Аргуни и начиналась от посёлка Амазар до границы с Шимановским районом. Транспортный флот состоял из нескольких обстановочных теплоходов. Все они носили красивые названия птиц: «Пеликан», «Зяблик», «Соловей», «Лунь» и другие.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   На мелких участках водных путей существовали пропускные пункты. На этих пунктах производились промеры воды, результаты их вывешивали на информационных мачтах. В вечернее время дежурные зажигали огни на береговых и плавучих знаках. Бакенщики, фонарщики, так их называли в народе, обычно базировались вблизи населённых пунктов и проживали недалеко от реки. Это были влюблённые в природу, с большим опытом работы люди, хорошо знавшие своё дело, чаще передающие его по наследству.












   На фото - Безруков Владимир Михайлович, начальник технического участка водных путей, 1980-е гг

   

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Многие годы отработали на черняевском пропускном пункте братья Савины: Илья Иванович и Венедикт Иванович, участники Великой Отечественной войны, Фёдор Афанасьевич Гаман, Гавриил Александрович Харин и Владимир Ильич Савин – также участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Начиная с пятидесятых годов прошлого столетия, фонарщики обслуживали перекат на деревянных моторных лодках типа «щука», нос и корма которой обоюдоострые, а главная движущая сила – стационарный мотор мощностью двенадцать лошадиных сил. На таких лодках обслуживалась судоходная обстановка; ежедневно велись промеры перекатов, работа на береговых и плавучих знаках (бакенах). Позже у бакенщиков появились быстроходные малые катера взамен старых лодок.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Бригадиры промерных и пропускных постов возглавляли эти службы. На постах обычно работали и жили семьями. Долгие годы многодетная семья дежурных Валеевых жила и работала на пропускном посту «Горящие горы», что на границе Магдагачинского и Шимановского районов. Рашид Мансурович Валеев и ныне проживает в селе Черняево и является заслуженным ветераном речного флота.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   С приходом радиосвязи между судами в 1980-х годах сократились пропускные посты на Амуре.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   В 1960-х годах сложная обстановка на границе с КНР позволила быстро решить вопросы плановой замены флота на более совершенный, быстроходный, мощный, с лучшими бытовыми условиями. Средняя скорость судов 25 километров в час. До этого по Амуру ходили небольшие теплоходы типа «Путейский».

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Ежегодно теплоходы готовят к новому сезону: окрашивают, согласно табелю окраски, и предъявляют его для сдачи комиссии по приёмке флота в эксплуатацию. Каждое судно имеет необходимую документацию: судовую роль, приказ о составе команды, судовое свидетельство, паспорт судна, паспорта членов команды, так как команды этих судов обслуживают водную обстановку на пограничной реке.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Обстановочные суда ежедневно в очередной циркуляционный час по радио-связи передают сообщения о судоходной обстановке на обслуживаемом участке.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   В течение всей навигации команда производит плановую замену батарей на водных и береговых знаках. Раньше освещение в них было керосиновое. Сейчас установлены фотоавтоматы для освещения огней на знаках. При замене батарей необходимо отфокусировать огни на пропускных знаках. Фокусировка заключается в том, чтобы луч света от фонаря на знаке шёл точно по оси судового хода и огни были одинаково яркими на всём его протяжении. Работа простая, но требует аккуратности и точности исполнения. Ограждают бакенами отмель на левом берегу Амура. В ночное время проходят участок с контролем огней. На каждое путейское судно установлен эхолот для определения глубины. Ведётся вахтенный журнал. Весной наступает особенно горячая пора для путейцев. Команде надо успеть осветить береговые и плавучие знаки до прихода транспортного флота.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   На судах работает всего пять человек, шестой повар. Особо на судне ценится труд повара, от которого зависит необычная флотская жизнь. У судового повара кладовка с продуктами (баталерка) всегда должна быть с запасом.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   В традициях флота было заведено – занимать места за обеденным столом по рангу: место капитана в торце стола, затем – механик, помощник, мотористы и матросы.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Капитанами судов на черняевском участке долгие годы ходили Александр Николаевич Жалдаков, Валерий Васильевич Корниенков, Александр Григорьевич Картавцев, Николай Васильевич Чуня, выпускники Благовещенского речного училища, люди, преданные своему делу, влюблённые в речной транспорт. Много специалистов рождено тем временем.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Черняевский прорабский участок водных путей более тридцати лет возглавлял Владимир Михайлович Безруков.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   В задачу прораба входило разделить участки и поставить задачи командам на новый навигационный сезон. Владимир Михайлович сам начинал капитаном теплохода «Путейский», или как их ещё называли – «самоходками», после окончания в 1962 году Благовещенского речного училища. За многие годы вложил он всю свою душу в освоение судоходства на верхнем Амуре. Вырастил сына, который пошёл по стопам отца дальше; окончил Новосибирский институт водного транспорта, стал капитаном транспортного сухогруза (река-море), позже возглавлял Службу безопасности речного судоходства Амурского речного бассейна в г. Хабаровске.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   На берегу Амура в селе Черняево стоит небольшое ухоженное здание – контора прорабского участка, как отчий дом В.М. Безрукова, безвременно ушедшего из жизни. Он отдал себя до последней капли Амуру, служению речному флоту на Дальнем Востоке.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Плывут по рекам теплоходы, путейцы им обеспечивают безопасный проход. Течёт река, всё так же, по-прежнему существуют перекаты и плёсы.

   В 1980-х – построено новое кирпичное здание почтового отделения и сберегательной кассы.

   Со сменой государственного строя, с вхождением в жизнь новых экономических отношений начал разваливаться флот на верхнем Амуре. Смена судовладельца, конкуренция с другими видами транспорта – всё это повлияло на его существование...



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Районная газета "Вперёд!" N 36 от 10 сентября 2014