город Завитинск О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      71
книги              71
панорамы       58
статьи        6653
фото           7188








Первый литературный портал:



Стихотворение
Мотив

Стихотворение
Цените время






Статьи по теме

Завитинский район





























Зарождение и развитие Завитинска

28 сентября 2014 г.

   На страницу города Завитинска

   

   Заселение Приамурья взяло свое начало еще в середине 19 века. Дальний Восток состоял из Амурской и Приморской губерний. Далее деление области шло на волости.

   Одной из таких волостей была Завитинская, получившая своё название от реки Завитой. Территория волости занимала по теперешнему административному делению области районы Завитинский, Бурейский и Михайловский, территорию города Райчихинска. По состоянию на 1894 год в волости было 20 поселений и все исключительно по берегам рек и речушек: Завитой – 7, Диму – 3, Райчихе – 1, Половинке -1, Харь – Бирарь – 1, Бурее – 1. Вот названия этих поселений: Борисоглебка, Ильиновка, Крутиловка, Коршуновка, Красный Яр, Михайловка, Петропавловка, Вознесеновка, Райчиха, Кулустай, Куликовка, Домикан, Малиновка, Каменка, Бахирево, Киселевка, Аркади-Семеновка. На тот период в этих 20 деревнях насчитывалось 686 дворов в деревянном исполнении. Жителей в волости проживало 5540 человек.

   На обживаемых местах крестьяне занимались производством всего того, что необходимо было для жизни человека, а это – жилье, продукты питания, одежда.

   Процесс переселения в область ежегодно был непрерывным, и год от года на карте области появлялись, в том числе и Завитинской волости, все новые и новые поселения, а к началу 20 века этот процесс переместился в основном в северные районы области: район строительства магистрали Транссиба и севернее его.

   Насыщенности населения волости увеличивалась в связи с переселением и встала необходимость в ее разукреплении. 20 октября 1912 года «Распоряжением Приамурского генерал-губернатора Завитинская волость разделена на Завитинскую и Валуевскую».

   Процесс разукрепления волостей в области продолжался и далее в связи с увеличением числа как самих жителей, так и поселений. Впоследствии из со става Завитинской волости выделились Михайловская, а из Валуевской - Бурейская. Волостное деление области сохранялось еще некоторое время при установлении советской власти в Приамурье, а начиная с 1922-23 годов волости были заменены на сельские и поселковые Советы. В 1923 г. в подчинении Волуевского сельсовета остались поселения: Валуево, Бессарабка, Чернова Горка – сельские поселения и станция Дея с двумя железнодорожными казармами в западном и восточном направлении от неё по Трансибу.

   В связи с бурным развитием Райчихинского угольного месторождения, его города и посёлков в середине 20 века главным поставщиком рабочей силы ему стали ближайшие сёла области. Только из одного села Волуево выехали сюда на постоянное место жительства и внесли свой вклад трудом в его строительство и процветание многие семьи и в том числе такие: Анашковы, Верянские, Даниловы, Угрюмовы, Незнамовы, Морар, Михайловы, Матушевич, Хованские, Косован, Фурман, Одинец и другие.

   Город Завитинск своим образованием тесно связан со строительством Транссиба на восток, а в пределах Амурской области – Амурской железной дороги. Характерной чертой тех лет, наряду с прокладкой рельсов для движения транспорта было создание инфраструктуры для обеспечения деятельности этого транспорта. Депо, станция, школа, больницы, клуб, библиотека, дедсад, баня, стадион и жилой фонд – всё это сохранилось и до наших дней на станции Завитая. Изначально не хватало только электрического освещения, а потому оно было лампово-керосиновым и свечным.

   План сплошной электрификации страны, хотя и намного позже, но все-таки докатился до окраин дальнего Востока. В числе объектов железнодорожного транспорта в поселке Завитая появилась и железнодорожная электростанция – скромное каменное здание, на фасаде которого со стороны железнодорожных путей были выложены дата строительства и барельеф В.И. Ленина. Железнодорожная электростанция, вырабатывающая электрический ток, стала сердцем посёлка. По «артериям» линий электропередач невидимый глазу ток стал поступать на объекты промышленности, и «лампочка Ильича», как тогда называли ее, загорелась в квартирах и домах завитинцев. А еще одной примечательностью станции был её паровозный гудок – своеобразные часы города, извещавшие о начале и конце рабочего дня, обеденном перерыве. Электрификация всей страны набирала год от года небывалую мощь. Первая электролиния специального назначения на строительство мощного военного аэродрома была протянута в 1958 году. Чуть позже был электрифицирован и весь город. Надобность в содержании электростанции отпала, она на некоторое время была законсервирована.

   Хорошо ли, плохо ли, но город постепенно строился. Современное строительство требовало и современного вида отопления. И вот вспомнили о здании бывшей электростанции и решили его использовать в качестве котельной. Сначала там было установлено два паровых котла. Постепенно котельная, в связи с ростом объёмов строительства, набирала свою мощность. В настоящее время в ней установлено семь паровозных котлов. Зимой работают до пяти котлов, а летом, по окончании отопительного сезона, - один, снабжающий население горячей водой. Сердце железнодорожного массива продолжает биться, но теперь уже в новом ритме. «Пульс» ровный, четкий. Как заметил ветеран труда Н.А. Самоваров, особых жалоб и нареканий со стороны населения на работу котельной нет, хотя на предприятии существуют и трудности. Хозяйство само по себе огромное, особенно теплосети. Они постоянно нуждаются в ремонте и замене новыми.

   Сегодня (1999год!) предприятие испытывает нужду во всякого рода вентилях, задвижках, трубах. Работой котельной, в которой трудится 55 человек, руководит мастер П.В. Простакишин. Он и его коллеги: И.Н. Самаров, Ю.К. Зайцев, В.И. Конозобкин, Н.И. Лысяк, Н.И. Данилов, В.В. Чуприн, А.И. Битюков работают долгие годы на предприятии и являются гордостью коллектива.

   И сегодня, в столь трудное для всех время, хочется пожелать коллективу котельной успешной работы и счастливого будущего.

   

   Краевед Сергей Данилов


   Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Информационный портал "Маршрутка"