Зарождение и развитие Завитинска |
||
На страницу города ЗавитинскаЗаселение Приамурья взяло свое начало еще в середине 19 века. Дальний Восток состоял из Амурской и Приморской губерний. Далее деление области шло на волости.Одной из таких волостей была Завитинская, получившая своё название от реки Завитой. Территория волости занимала по теперешнему административному делению области районы Завитинский, Бурейский и Михайловский, территорию города Райчихинска. По состоянию на 1894 год в волости было 20 поселений и все исключительно по берегам рек и речушек: Завитой – 7, Диму – 3, Райчихе – 1, Половинке -1, Харь – Бирарь – 1, Бурее – 1. Вот названия этих поселений: Борисоглебка, Ильиновка, Крутиловка, Коршуновка, Красный Яр, Михайловка, Петропавловка, Вознесеновка, Райчиха, Кулустай, Куликовка, Домикан, Малиновка, Каменка, Бахирево, Киселевка, Аркади-Семеновка. На тот период в этих 20 деревнях насчитывалось 686 дворов в деревянном исполнении. Жителей в волости проживало 5540 человек.На обживаемых местах крестьяне занимались производством всего того, что необходимо было для жизни человека, а это – жилье, продукты питания, одежда.Процесс переселения в область ежегодно был непрерывным, и год от года на карте области появлялись, в том числе и Завитинской волости, все новые и новые поселения, а к началу 20 века этот процесс переместился в основном в северные районы области: район строительства магистрали Транссиба и севернее его.Насыщенности населения волости увеличивалась в связи с переселением и встала необходимость в ее разукреплении. 20 октября 1912 года «Распоряжением Приамурского генерал-губернатора Завитинская волость разделена на Завитинскую и Валуевскую».Процесс разукрепления волостей в области продолжался и далее в связи с увеличением числа как самих жителей, так и поселений. Впоследствии из со става Завитинской волости выделились Михайловская, а из Валуевской - Бурейская. Волостное деление области сохранялось еще некоторое время при установлении советской власти в Приамурье, а начиная с 1922-23 годов волости были заменены на сельские и поселковые Советы. В 1923 г. в подчинении Волуевского сельсовета остались поселения: Валуево, Бессарабка, Чернова Горка – сельские поселения и станция Дея с двумя железнодорожными казармами в западном и восточном направлении от неё по Трансибу.В связи с бурным развитием Райчихинского угольного месторождения, его города и посёлков в середине 20 века главным поставщиком рабочей силы ему стали ближайшие сёла области. Только из одного села Волуево выехали сюда на постоянное место жительства и внесли свой вклад трудом в его строительство и процветание многие семьи и в том числе такие: Анашковы, Верянские, Даниловы, Угрюмовы, Незнамовы, Морар, Михайловы, Матушевич, Хованские, Косован, Фурман, Одинец и другие.Город Завитинск своим образованием тесно связан со строительством Транссиба на восток, а в пределах Амурской области – Амурской железной дороги. Характерной чертой тех лет, наряду с прокладкой рельсов для движения транспорта было создание инфраструктуры для обеспечения деятельности этого транспорта. Депо, станция, школа, больницы, клуб, библиотека, дедсад, баня, стадион и жилой фонд – всё это сохранилось и до наших дней на станции Завитая. Изначально не хватало только электрического освещения, а потому оно было лампово-керосиновым и свечным.План сплошной электрификации страны, хотя и намного позже, но все-таки докатился до окраин дальнего Востока. В числе объектов железнодорожного транспорта в поселке Завитая появилась и железнодорожная электростанция – скромное каменное здание, на фасаде которого со стороны железнодорожных путей были выложены дата строительства и барельеф В.И. Ленина. Железнодорожная электростанция, вырабатывающая электрический ток, стала сердцем посёлка. По «артериям» линий электропередач невидимый глазу ток стал поступать на объекты промышленности, и «лампочка Ильича», как тогда называли ее, загорелась в квартирах и домах завитинцев. А еще одной примечательностью станции был её паровозный гудок – своеобразные часы города, извещавшие о начале и конце рабочего дня, обеденном перерыве. Электрификация всей страны набирала год от года небывалую мощь. Первая электролиния специального назначения на строительство мощного военного аэродрома была протянута в 1958 году. Чуть позже был электрифицирован и весь город. Надобность в содержании электростанции отпала, она на некоторое время была законсервирована.Хорошо ли, плохо ли, но город постепенно строился. Современное строительство требовало и современного вида отопления. И вот вспомнили о здании бывшей электростанции и решили его использовать в качестве котельной. Сначала там было установлено два паровых котла. Постепенно котельная, в связи с ростом объёмов строительства, набирала свою мощность. В настоящее время в ней установлено семь паровозных котлов. Зимой работают до пяти котлов, а летом, по окончании отопительного сезона, - один, снабжающий население горячей водой. Сердце железнодорожного массива продолжает биться, но теперь уже в новом ритме. «Пульс» ровный, четкий. Как заметил ветеран труда Н.А. Самоваров, особых жалоб и нареканий со стороны населения на работу котельной нет, хотя на предприятии существуют и трудности. Хозяйство само по себе огромное, особенно теплосети. Они постоянно нуждаются в ремонте и замене новыми.Сегодня (1999год!) предприятие испытывает нужду во всякого рода вентилях, задвижках, трубах. Работой котельной, в которой трудится 55 человек, руководит мастер П.В. Простакишин. Он и его коллеги: И.Н. Самаров, Ю.К. Зайцев, В.И. Конозобкин, Н.И. Лысяк, Н.И. Данилов, В.В. Чуприн, А.И. Битюков работают долгие годы на предприятии и являются гордостью коллектива.И сегодня, в столь трудное для всех время, хочется пожелать коллективу котельной успешной работы и счастливого будущего.Краевед Сергей Данилов | ||
Дополнительно по данной теме можно почитать: | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Информационный портал "Маршрутка"
| ||

