Восстановление и развитие епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока Русской православной старообрядческой церкви в постсоветский период |
||
С середины 1990-х гг. начинается ослабление атеистической пропаганды с последующей сменой политического курса страны. С приходом в России к власти демократов в 1990-х гг. была объявлена свобода совести, ранее существующая только лишь в советской Конституции, но не работающая на деле. Начинался совершенно новый этап в религиозной жизни России. Появились зачатки возрождения разгромленных и уничтоженных старообрядческих общин.В 1992 г. состоялся Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви (далее - РПСЦ). На нем было принято решение о восстановлении Сибирской епархии с наименованием «Епархия Новосибирская, всея Сибири и Дальнего Востока». При этом Дальневосточная епархия встала под управление Новосибирской епархии. В новую епархию вошли вся Сибирь и Дальний Восток, а также старообрядческие общины сопредельных независимых государств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Епархия имела огромные размеры поэтому решением Новосибирского епархиального совещания в сентябре 1999 г. она была разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская область, Красноярский край, республики Хакасия, Тыва) и западное благочиния (Новосибирская, Омская область, Алтайский край, республики Горный Алтай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) [6].Во главу епархии был поставлен епископ Силуян (в миру - Симон Анфиногенович Килин). 18 октября 1992 г. состоялась хиротония протоиерея Симона в епископы. Рукоположение совершил митрополит Московский и всея Руси Алимпий (А. К. Гусев) в сослуже-нии с епископом Иоанном Киевским и всея Украины в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище.Старообрядческая церковная жизнь начинала понемногу оживать. Первые шаги к восстановлению старообрядческой религиозной жизни были сделаны в Приморье и в Хабаровском крае. В 1993 г. в п. Врангель Приморского края была официально зарегистрирована старообрядческая община. Во главе общины был поставлен иерей Валерий Новицкий. Он начал активно заниматься восстановлением старообрядчества в Приморском крае. Так, при его содействии были образованы общины во Владивостоке (1994 г.), Уссурийске (1994 г.), пос. Вольно-Надеждинском (1995 г.) и в г. Большой Камень (1 995 г.).Большую роль в восстановлении старообрядческой религиозной жизни на Дальнем Востоке сыграл иерей Кондрат Фефелов. Его стараниями в Хабаровске в 1995 г. построена и освящена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Окормление Хабаровского края и Амурской области взял на себя иерей Аркадий Кутузов. Он же был рукоположен священствовать в Хабаровском приходе.Восстановление епархии началось и в Забайкалье. В 1996 г. благочинным всей территории Забайкалья стал иерей Вячеслав Измайлов. Он был рукоположен возглавлять общину в г. Чита. В п. Таксимо (Бурятия) в 1995 г. к старообрядческой церкви примкнули христиане от «Апостольской православной церкви». Здесь и в пос. Новый Уоян вновь примкнувшие староверы построили церкви. В 1997 г. в Северобайкальске был возведен храм, его освятил владыка Силуян. В 1996 г. был построен храм во имя святителя Николы в пос. Пульман (Якутия). Была образована община и в Улан-Удэ [2, с. 81 ].В январе 1998 г. в Сретенском подворье села Суходол состоялся III Съезд мирян Приморского края. Помимо вопросов, связанных с организацией церковной жизни, участники Съезда рассмотрели вопрос о восстановлении Дальневосточной епархии и изложили его в обращении к Освященному Собору [19, с. 41 ]. В октябре 1998 г. Собор РПСЦ рассмотрел обращение духовенства и мирян и принял решение создать самостоятельную Дальневосточную епархию, включить туда Приморский и Хабаровский края, Амурскую и Магаданскую области, центром епархии сделать Владивосток [4, с. 34]. Дальневосточная епархия была оставлена под временным окормлением преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири до появления в Дальневосточной епархии правящего архиерея [2, с. 81 ].Освященный Собор старообрядческой церкви 1999 г., состоявшийся 20-22 октября Москве, подтвердил и уточнил решения предыдущего собора: «2.1. Утвердить следующие наименования епархии - Уссурийская и всего Дальнего Востока; 2.11. Утвердить Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию в следующих пределах: Приморский кр., Хабаровский кр., Сахалинская обл., Еврейская автономная область, Амурская обл., Магаданская обл., Камчатская обл., Чукотская обл., Саха-Якутия, Бурятия, Читинская обл.; 3.1 0. Утвердить кафедральным собором Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии собор во имя Пресвятой Троицы, расположенный по адресу: Приморский кр., г. Уссурийск, ул. Воровского, д. 1 32; 4.5. Назначить епископа Силуяна (Килина С. А.) временно выполнять обязанности правящего Архиерея Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии; 5.10. Избрать иерея Александра (Шестакова) Икономом Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии» [8, с.7-8].В апреле 201 0 г. решением Совета Митрополии владыка Патермуфий назначен правящим архиереем Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. В сентябре того же года в Хабаровске был совершен чин восхождения на кафедру Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии святителя Патермуфия.22 октября 2010 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор РПСЦ, на котором постановили переименовать епархию Уссурийскую и всего Дальнего Востока в Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока [7]. Таким образом, историческое первоначальное название и границы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии были восстановлены, а также утверждено сделать кафедральным храмом храм Покрова Пресвя-тыя Богородицы в Хабаровске [7].По официальным сведениям, предоставленным митрополитом Московским и всея Руси РПСЦ высокопре-освященнейшим Андрианом (в миру - А. Г. Четвергов) в первое десятилетие после начала возрождения РПСЦ на Дальнем Востоке были достигнуты следующие результаты: в епархии существовало 1 7 зарегистрированных общин, около 10 религиозных групп, 7 освященных храмов и 7 храмов, готовящихся к освящению. За это время здесь служило 12 священников [1 0]. В связи с расколом, произошедшим на Освященном Соборе в 2007 г., образованием Древлеправославной церкви Христовой и расколами в последней, епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока некоторое время находилась в разрозненном состоянии. По сведениям священника Свободненского прихода церкви Преображения Господня - о. Сергия Боголюба в епархии действовало 8 освященных храмов:
| ||
Дополнительно по данной теме можно почитать:В те годы многие страдали за веруВойна колоколамДуховное образование и просвещение на Российском Дальнем Востоке в годы Гражданской войныДуховные христиане (молокане) в Амурской области | ||
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
| ||