Старообрядчество в Приамурье О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      73
книги              91
панорамы       58
статьи        9425
фото           8309








Первый литературный портал:



Стихотворение
Цветная география

Стихотворение
Любимая сторонка






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Религия









































Восстановление и развитие епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока Русской православной старообрядческой церкви в постсоветский период

28 ноября 2024 г.

   С середины 1990-х гг. начинается ослабление атеистической пропаганды с последующей сменой политического курса страны. С приходом в России к власти демократов в 1990-х гг. была объявлена свобода совести, ранее существующая только лишь в советской Конституции, но не работающая на деле. Начинался совершенно новый этап в религиозной жизни России. Появились зачатки возрождения разгромленных и уничтоженных старообрядческих общин.

   В 1992 г. состоялся Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви (далее - РПСЦ). На нем было принято решение о восстановлении Сибирской епархии с наименованием «Епархия Новосибирская, всея Сибири и Дальнего Востока». При этом Дальневосточная епархия встала под управление Новосибирской епархии. В новую епархию вошли вся Сибирь и Дальний Восток, а также старообрядческие общины сопредельных независимых государств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Епархия имела огромные размеры поэтому решением Новосибирского епархиального совещания в сентябре 1999 г. она была разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская область, Красноярский край, республики Хакасия, Тыва) и западное благочиния (Новосибирская, Омская область, Алтайский край, республики Горный Алтай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) [6].

   Во главу епархии был поставлен епископ Силуян (в миру - Симон Анфиногенович Килин). 18 октября 1992 г. состоялась хиротония протоиерея Симона в епископы. Рукоположение совершил митрополит Московский и всея Руси Алимпий (А. К. Гусев) в сослуже-нии с епископом Иоанном Киевским и всея Украины в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище.

   Старообрядческая церковная жизнь начинала понемногу оживать. Первые шаги к восстановлению старообрядческой религиозной жизни были сделаны в Приморье и в Хабаровском крае. В 1993 г. в п. Врангель Приморского края была официально зарегистрирована старообрядческая община. Во главе общины был поставлен иерей Валерий Новицкий. Он начал активно заниматься восстановлением старообрядчества в Приморском крае. Так, при его содействии были образованы общины во Владивостоке (1994 г.), Уссурийске (1994 г.), пос. Вольно-Надеждинском (1995 г.) и в г. Большой Камень (1 995 г.).

   Большую роль в восстановлении старообрядческой религиозной жизни на Дальнем Востоке сыграл иерей Кондрат Фефелов. Его стараниями в Хабаровске в 1995 г. построена и освящена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Окормление Хабаровского края и Амурской области взял на себя иерей Аркадий Кутузов. Он же был рукоположен священствовать в Хабаровском приходе.

   Восстановление епархии началось и в Забайкалье. В 1996 г. благочинным всей территории Забайкалья стал иерей Вячеслав Измайлов. Он был рукоположен возглавлять общину в г. Чита. В п. Таксимо (Бурятия) в 1995 г. к старообрядческой церкви примкнули христиане от «Апостольской православной церкви». Здесь и в пос. Новый Уоян вновь примкнувшие староверы построили церкви. В 1997 г. в Северобайкальске был возведен храм, его освятил владыка Силуян. В 1996 г. был построен храм во имя святителя Николы в пос. Пульман (Якутия). Была образована община и в Улан-Удэ [2, с. 81 ].

   В январе 1998 г. в Сретенском подворье села Суходол состоялся III Съезд мирян Приморского края. Помимо вопросов, связанных с организацией церковной жизни, участники Съезда рассмотрели вопрос о восстановлении Дальневосточной епархии и изложили его в обращении к Освященному Собору [19, с. 41 ]. В октябре 1998 г. Собор РПСЦ рассмотрел обращение духовенства и мирян и принял решение создать самостоятельную Дальневосточную епархию, включить туда Приморский и Хабаровский края, Амурскую и Магаданскую области, центром епархии сделать Владивосток [4, с. 34]. Дальневосточная епархия была оставлена под временным окормлением преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири до появления в Дальневосточной епархии правящего архиерея [2, с. 81 ].

   Освященный Собор старообрядческой церкви 1999 г., состоявшийся 20-22 октября Москве, подтвердил и уточнил решения предыдущего собора: «2.1. Утвердить следующие наименования епархии - Уссурийская и всего Дальнего Востока; 2.11. Утвердить Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию в следующих пределах: Приморский кр., Хабаровский кр., Сахалинская обл., Еврейская автономная область, Амурская обл., Магаданская обл., Камчатская обл., Чукотская обл., Саха-Якутия, Бурятия, Читинская обл.; 3.1 0. Утвердить кафедральным собором Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии собор во имя Пресвятой Троицы, расположенный по адресу: Приморский кр., г. Уссурийск, ул. Воровского, д. 1 32; 4.5. Назначить епископа Силуяна (Килина С. А.) временно выполнять обязанности правящего Архиерея Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии; 5.10. Избрать иерея Александра (Шестакова) Икономом Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии» [8, с.7-8].

   В апреле 201 0 г. решением Совета Митрополии владыка Патермуфий назначен правящим архиереем Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. В сентябре того же года в Хабаровске был совершен чин восхождения на кафедру Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии святителя Патермуфия.

   22 октября 2010 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор РПСЦ, на котором постановили переименовать епархию Уссурийскую и всего Дальнего Востока в Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока [7]. Таким образом, историческое первоначальное название и границы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии были восстановлены, а также утверждено сделать кафедральным храмом храм Покрова Пресвя-тыя Богородицы в Хабаровске [7].

   По официальным сведениям, предоставленным митрополитом Московским и всея Руси РПСЦ высокопре-освященнейшим Андрианом (в миру - А. Г. Четвергов) в первое десятилетие после начала возрождения РПСЦ на Дальнем Востоке были достигнуты следующие результаты: в епархии существовало 1 7 зарегистрированных общин, около 10 религиозных групп, 7 освященных храмов и 7 храмов, готовящихся к освящению. За это время здесь служило 12 священников [1 0].

   В связи с расколом, произошедшим на Освященном Соборе в 2007 г., образованием Древлеправославной церкви Христовой и расколами в последней, епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока некоторое время находилась в разрозненном состоянии. По сведениям священника Свободненского прихода церкви Преображения Господня - о. Сергия Боголюба в епархии действовало 8 освященных храмов:
   • Владивосток - домовая церковь во имя святителя Николы Чудотворца (освящен в 1999 г.);
   • пос. Врангель (Приморский край) - храм во имя св. преп. Сергия Радонежского (освящен в 1998 г.);
   • пос. Суходол - храм во имя св. преп. Сергия Радонежского (освящен в 1 997 г.);
   • Хабаровск - храм Покрова Пресвятыя Богородицы (освящен в 1 995 г.);
   • г. Свободный - храм во имя Преображения Господня;
   • Иркутск - домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (освящена в 2002 г.);
   • пос. Черемхово (Читинская область) - храм во имя святителя Николы Чудотворца;
   • пос. Верхний Жирим (Бурятия) [3].

   В Чите, по сведениям о. Елисея, освящена съемная квартира [1]. В пре. Доно был неосвященный храм. В епархии в 2013 г. было 3 часовни - две из них в Уссурийске, одна в Бурятии. В Чите существовало два заброшенных неосвященных храма, их можно считать часовнями; 4 общины зарегистрированные как РПСЦ (Хабаровск, Свободный, Чита, Иркутск). После Собора 2007 г. документы в органы юстиции сдали 5 религиозных общин, превратившись в религиозные группы. Это общины в городах Уссурийск, Владивосток, Большой Камень; поселках Врангель, Шкотово. В епархии действовали 6 священников (пос. Врангель - Лунев Константин, пос. Шкотово - Елисеев Елисей, Хабаровск -Чукаленко Александр, г. Свободный - Боголюб Сергий, Черемхово - о. Виктор, Улан-Удэ - дьякон Карп) и 1 епископ - Артемихин Патермуфий [3].

   На 2020 г. в епархии ситуация изменилась. Сейчас здесь действуют 5 священников. Хабаровск, Приморский край, Сахалин, Магадан, Камчатку окормляет о. Александр Чукаленко; Амурскую область, Забайкалье -о. Сергий Боголюб; Улан-Удэ и Иркутск - о. Евгений из Новосибирской епархии. Общину п. Черемхово - о. Виктор. Во Владивостоке исполняющий обязанности священника - монах Внифантий (в миру- Виктор Смольников). Епископ епархии - владыка Григорий Томский (в миру - Коробейников Генадий). Икономом епархии назначен о. Сергий Боголюб.

   В епархии сегодня действуют 8 освященных храмов. Продолжают действовать храмы во Владивостоке, Хабаровске, Свободном, Иркутске, Черемхово. В Чите построен храм Священномученика Аввакума, в с. Доно действует храм Святителя Николы Чудотворца, в Улан-Удэ - Храм Рожества Пресвятыя Богородицы. В Петропавловске-Камчатском готовится к открытию новый храм. Священник сюда пока не назначен, временно здесь будет священствовать о. Александр.

   При каждом храме есть юридически зарегистрированная община. Не зарегистрированы, но действуют религиозные группы в Александровке, в Комсомоль-ске-на-Амуре, Иркутске, Магадане; во Владивостоке, возможно, образуется вторая группа. К сожалению, в некоторых городах исчезли общины старообрядцев. В г. Большой Камень остался 1 старовер, в пос. Врангель - 3, в пос. Шкотово - 1 [5].

   Таким образом, история Дальневосточной епархии старообрядческой церкви претерпела множество изменений. Тем не менее, она приобрела свое изначальное название, возродилась после тяжелых советских времен и развивается. В первое десятилетие после развала СССР старообрядчество на Дальнем Востоке активно развивалось, современное состояние можно назвать стабильным. Количество приходов практически не изменяется, также как и общее количество прихожан. Наконец старообрядцы могут открыто жить в соответствии со своей верой, традициями и обычаями, беспрепятственно отправлять религиозные культы и строить церкви.

   

   Источники и литература
   01. В Чите освятили первую старообрядческую церковь // Zabmedia [Электронный ресурс]. URL: http:// zabmedia.ru/?page=news&text=22695 (лата обращения: 20.02.2020).
   02. Елисеев Е. Дальневосточная епархия. Краткая историческая справка о Дальневосточной Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви // Дальневосточный старообрядец. Большой Камень. 7506 лето. №7. С. 81.
   03. Интервью с настоятелем Свободненского прихода С. Боголюбом. Август 2013 г. //Личный архив автора.
   04 Календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви. М., 1999. 108 с.
   05. Переписка с о. Сергием Боголюбом (г. Свободный, Амурская область). Письмо от 20.03.2020 г. //Личный архив автора.
   06. Петров С. П. Епархия Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока Русской Православной Старообрядческой Церкви // Старовер [Электронный ресурс]. URL: http://starover.net/aroup/6/ (лата обращения: 18.09.2019).
   07. Постановление Архиерейского Собора об Иркутско-Амурской епархии 23 октября 2010 г. // Русская Православная Старообрядческая церковь [Электронный ресурс]. URL: http://rpsc.ru/news/ novosti-mitropolii/postanovlenie-arhiereyskogo-so bora-ob-irkutskoamurskov-eparhii (дата обращения: 15.06.2019).
   08. Постановление Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви. 20-22 октября 1999 г. // Вестник митрополии (Бюллетень Информационно-издательского отдела РПСЦ). М., 1999. №1. С. 7-8.
   09. Постановление III съезда мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви Приморского края // Дальневосточный старообрядец. 7506 лето. №5. С. 41.
   10. Четвергов А. Г. Иркутско-Амурская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви в свете исторической перспективы // Семейские - староверы Забайкалья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.semeyskie.ru/science an.html (лата обращения: 02.09.2019).

   

   Матющенко В. С., к. ф. н., доцент, Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: