Религия в амурских военных частях О проекте











Яндекс.Метрика





на сайте:

аудио            105
видео              30
книги              42
панорамы       58
статьи        5470
фото           6567







Первый литературный портал:



Стихотворение
Девчата просят...

Стихотворение
Молитва



Статьи по теме

Культура и спорт















Статьи по теме

Религия




































Религия в амурских военных частях

31 мая 2019 г.

   РИМСКО-КАТОЛИКИ НА АМУРЕ

   В основе своей римско-католики в Амурском Крае были представлены ссыльными за участие в польском движении освобождения из под царской России в середине XIX столетия. По утверждениям изучателей этого движения, шибко много нижних чинов католического вероисповедания было в рядах тех самых Восточно-Сибирских линейных батальонов, с помощью которых и осваивалось Приамурье.

   Первая католическая месса на Амуре случилась в начале лета 1859 г. в Благовещенске, в доме поляка – ротного капитана. Всего на тот день их собралось: 3 офицера, 45 солдат, чиновник, 2 цивильных мужчин и 2 женщины. Мессу провёл о. Кшиштоф Швермицкий (рождённый как Криступас Швермицкас) из Иркутского прихода, находившийся с пасторским визитом в Крае. В этой поездке он обнаружил на Амуре всего 323 католика и 26 католичек.

   Поездки о. Кшиштофа мало, что решали в окормлении дальневосточных католиков. Дело в том, что с появлением на Амуре в конце 1850-х католиков «российского розлива», активизировалась французская католическая миссия, действовавшая в Маньчжурии с 1650 года, помните, я упоминал о роли её сотрудников в Нерчинских переговорах 1689 г. Отмечу, что местные туземцы не особо жаловали маньчжурских католиков-миссионеров: одного, ещё до прихода сюда славян, убили в устье Буреи, другого, Д, Бруньера - в низовьях Амура. Надо было спасать приезжих польских католиков от влияния французских и в 1866 году, 18 февраля, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению в Амурский Край был назначен особый римско-католический священник с годовым окладом в 600 рублей из Государственного Казначейства по сметам МВД, а также ему дали «двойные прогонные и иные преимущества, положенные по законам Империи». Местоположение прихода, по предложению Генерал-губернатора М.С. Корсакова, определили в Николаевске, ввиду того, что «число лиц католического вероисповедания там и в Приморской области гораздо больше, чем в Амурской области».

   Долго искали желающего парня, но наконец нашли викарного священника из Витебской губернии и осенью 1867 года в Николаевск прибыл о. Казимир Игнатьевич Радзишевский, который в течении четверти века совершал пасторские визиты по Краю, посещая в ходе их и своих прихожан в Амурской области. Умер он, как и лютеранский проповедник Август Петрович Румпетер, также у нас в Благовещенске, 6 июля 1893 года на 55-м году жизни, скоропостижно, от острого кишечного заболевания. 7 июля его погребли по православному обряду на городском кладбище Благовещенска. Обряд совершил православный протоиерей о. Афанасий Шастин. На могиле курата К. Радзишевского установили крест и четыре столба, обвитые цепями. Может, кто-то видел, а, читатель?

   До 1904 г. католические священники совмещали должности курата римско-католических церквей Приамурского края и военного капеллана Приамурского военного округа и только 7 июня 1904 г. было «ВЫСОЧАЙШЕ утверждено положение Военного совета об учреждении должности Римско-католического священника для войск Приамурского военного округа и Квантунской области и причётника при нём из нижних чинов… Штаб-квартиру означенному священнику определить в г. Хабаровске, при штабе округа. …Римско-католическому священнику во время объезда для исполнения духовных треб в войсках производится порционное довольствие по 60 коп. в сутки за всё время, проведённое им в разъездах и, кроме того, отпускаются прогонные деньги на 3 или 4 лошади, смотря по времени года, с помещением причётника при служителе так, чтобы сим последним прогоны не были отпускаемы особо».

   Но военным католикам Благовещенского гарнизона повезло раньше. У нас 6 августа 1896 г. освятили на углу Иркутской и Садовой католический храм, настоятель которого по совместительству являлся ещё и гарнизонным римско-католическим священником. Освятил храм курат римско-католических церквей Приамурского края и военный капеллан Приамурского военного округа о. Адам Шпиганович, прибывший для этой цели из Владивостока. Это был первый каменный костёл на ДВ.

   В числе священников Благовещенского католического прихода были о. Пётр Силович, о. Пётр Бульвич, о. Станислав Лавринович, о. Антоний Жуковский, которого в 1912 году убрали в Барнаул за «совращение православных в католичество». Ещё он умудрился еврея Наума Минского принять в католичество «без предварительного прошения…». Кстати, внимание властей на деяния о. Антония обратил православный священник о. Андроник Любович.

   Как в любой нормальной армии, всё было по приказу: «Куратом римско-католическим, начиная с четырех часов по полудни 17 сего марта, будут совершаться богослужения для исполнения обряда говения воинских чинов частей войск гарнизона в следующем порядке: первая партия – воинские чины 21-го и 22-го В-С стр. полков с четырех часов по полудни 17 сего марта до шести часов по полудни 21 сего марта; вторая, третья, четвёртая и пятая – с пяти часов по полудни 1 апреля до двух часов дня 3 апреля. Богослужения для говения воинских чинов 1-3 партий будут совершаться в местном приходском костёле, для 4 и 5 партий – в помещениях, отведённых распоряжениями командиров частей. Приказано в назначенное время выслать воинских чинов римско-католического вероисповедания для исполнения обряда говения командами при старших. Для совершения обряда курат выделяет двух священников. Исповедные списки в двух экземплярах составить по частям и препроводить заблаговременно этому курату».

   Католические службы (мессы), в Приамурье в т.ч., светская власть в мягкой, ненавязчивой форме предлагала проводить на русском языке, не допуская употребления польского. Сохранилась сопроводительная записка к римско-католическому требнику на русском языке, адресованная во Владивосток генерал-лейтенанту Фуругельму в конце 1876 года: «…означенный требник лично вручить священнику (Радзишевскому – автор) и дать ему словесное наставление с возможной осторожностью, чтобы предупредить и отстранить всякое со стороны сего духовного лица покушение на противодействие предписанной правительством меры, касающейся отправления треб на русском языке и не допустить ни в коем случае оставление этого распоряжения без исполнения».

   Католики в Амурской области были не только в Благовещенске. Говорят, их много было в Рогачёвке Амурско-Зейской волости, основанной в 1888 г. переселенцами из Могилёвской губернии. Там даже в 1907 г. Молитвенный дом бревенчатый соорудили, в котором были фисгармония и ценная церковная утварь: дарохранительница, серебряный крест, чаши, лампады, хоругви и орнаты для священника. Будто бы здание это ещё стоит, в Свободненском, да, районе?

   Со слов о. Петра Бульвича, в конце лета 1903 г. в Зейской пристани, ныне г. Зея, было не более 15 католических душ и на приисках в верховьях р. Зеи, «по показаниям сведущих людей, превышает 100 душ». В устье р. Гербичек, при впадении в Селемджу, на левом берегу (это нынешняя Козловка в Мазании) поселилось 14 семейств (56 душ) из Каменец-Подольской губернии. Кстати, это были и предки моего зятя. В долину р. Серебрянки, что в 10 верстах от Рогачёвки, из Могилёвской губернии прибыло 24 семейства в 211 душ. «Трудолюбием и старательностью все три деревни служат примером соседним переселенцам».

   Эх, побольше бы сюда таких переселенцев, даже сейчас, да дать им по несколько гектаров по 50 рублей! Только чтобы они были подданными Российского государства. Между прочим, корейцев в конце 19 века пускали на ПМЖ на юго-запад Приморья и в село Благословенное, которое ныне в ЕАО, только если они принимали российское гражданство и обращались в православие.


   Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   Блог Николая Дмитриева