Бурейский район О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
книги              54
панорамы       58
статьи        5630
фото           6751








Первый литературный портал:



Стихотворение
Все не по плану, сценарий забыт и спрятан...

Стихотворение
Помощница






Статьи по теме

Культура и спорт















Статьи по теме

Религия




































Вероисповедание первопоселенцев Бурейского района

31 мая 2019 г.

    С конца 1859 года администрация Восточной Сибири приняла оригинальное и весьма продуманное решение: использовать для заселения Приамурья старообрядцев своего региона. По предложению Главного управления Восточной Сибири в 1860 году было утверждено положение, дававшее возможность всем старообрядцам переселяться на Дальний Восток и приобретать права городских сословий. В 1862 году генерал-губернатор края М.С.Корсаков ходатайствовал перед Сибирским комитетом о предоставлении «раскольникам», обосновывавшимся на Амуре, «полной свободы вероисповедания». Переселение старообрядцев в Амурскую область началось в 1860-е годы при поддержке царского правительства с целью быстрого освоения восточных территорий Российской империи. В 1870-е годы по приглашению губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского старообрядцы переселялись в Приамурье и Приморье из Забайкалья. Привлекательно было предложение государства о трехлетнем освобождении переселенцев на Дальний Восток от земельных налогов и податей, при этом часть старообрядцев на рубеже XIX-XX веков ушла в таежные районы современного Приамурья. Они селились отдельными деревнями преимущественно вдоль рек Зеи, Буреи, Белой и Томи.

   Одним из самых первых поселений в Бурейском районе считается деревня Ново-Бурейская, основанная раскольниками в 1869 году и располагавшаяся на левом берегу реки Бурея. В 1870 году деревня состояла из 3 дворов и 15 душ жителей обоего пола. После наводнения 1872 года жители переселились в другие места, и поселение прекратило свое существование.

   Бахирево официально считалось старейшим селом в Бурейском районе. 19 июня 1871 года высадился на берег реки Бурея первопоселенец-старовер, раскольник австрийского согласия Мартемьян Никитович Бахирев с семьей. Первое время жили они в шалашах и землянках, но до наступления заморозков успели срубить дом. Вскоре к ним приехал брат и знакомый сосед. На следующее лето М.Н. Бахирев на лошади отправился в г. Благовещенск просить средства на строительство поселения. В 1891 году в селе числилось 28 домов, 73 жителя мужского и 67 женского пола. Главными занятиями переселенцев были земледелие, звериный промысел и извоз. Село было богатое, в нем была лавка, склады, две мельницы.

   Национальный, сословный, этнический и религиозный состав переселенцев был неоднородным. Казачество сформировалось в середине XIX – начале XX веков в приграничных районах Дальнего Востока из забайкальских, оренбургских, кубанских и донских казаков.

   В 1879 году казаками, переселившимися из Скобельцинского выселка, был основан поселок Асташиха, названный так в честь казачьего полковника Астахова. Обжившись, казаки построили в селе торговую лавку и церковь, на базе которой создали церковно-приходскую школу. В конце XIX - начале XX веков в село стали прибывать донские казаки. Традиционную часть казачьей культуры составляла религия, активно влиявшая на формирование мировоззрения, нравственных устоев и настроения широких кругов казачьего населения. В казачьих землях Дальнего Востока православная церковь имела особое предназначение. Воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Нельзя не отметить значение церкви в жизни казачьей семьи, в воспитании таких духовных качеств, как верность семье, послушание, стыд, грех и т.д. Почетное место в казачьей избе отводилось иконам. В переднем углу находилась большая резная божница с массой икон. В начале XX века недалеко от села Асташиха, на «Белых Горах», должен был быть построен мужской монастырь, но казаки воспротивились и не дали землю под строительство.

   В 1881 году выходцами из Черниговской, Астраханской, Тамбовской и Томской губерний основано село Малиновка. Староверы здесь жили зажиточно, вели натуральное хозяйство, занимались земледелием, охотой, скотоводством, рыболовством. Поначалу поселение разрасталось медленно, разве только за счет беглых каторжан, скрывавшихся в этих местах. У староверов полиция их не искала. Но вот на Дальний Восток потянулись переселенцы. К 1912 году в Малиновке насчитывалось 30 дворов. Раз в неделю в Малиновку наведывался поп из села Николаевка. Он проверял, как идут занятия в школе, учил детей молитвам, крестил новорожденных, отпевал умерших. Со слов старожилов, в 1915 году в селе была уже своя церковь, но называлась она не Малиновской, а Гомелевской, видимо, по приходскому делению.

   В 1881 году переселенцами из Томской, Тамбовской, Екатеринославской губерний неподалеку от села Бахирево основано село Киселево. В нем было 10 дворов, 56 жителей, водяная мельница и часовня, которая впоследствии была преобразована в церковь.

   В 1885 году на левом берегу реки Бурея раскольниками были основаны селения Каменка и Кулустай. Село Кулустай было очень красивым, дома здесь строились на века из лучших пород дерева, украшались резьбой и различными амулетами. Туда охотно приезжали селиться люди из других сел и деревень. Славились кулустайские мастера своим умением делать необыкновенно красивые дуги с бубенцами, сани, конскую упряжь. В селе жили известные на всю округу купцы Ленские. Они держали большие лавки, одна из которых находилась в селе Куликовка, а на Пайкане и в Бахирево у них были большие склады. По рассказам местных жителей, недалеко от Бахирева в конце 1970-х годов в тайге на заимке обособленно проживал потомок староверов, правнук старовера-первопоселенца купца Ленского.

   Самым большим селом конца XIX века в Бурейском районе было село Куликовка, получившее название по фамилии первопоселенца С.Е.Куликова. Основано оно было раскольниками Забайкальской области в 1887 году. К 1891 году в селе насчитывалось 10 дворов. Основным занятием жителей являлись земледелие, извоз, звероловство. Куликовка была главной пристанью на реке Бурея. Здесь были ресторан, гостиница, лавки староверов купцов Лыковых и братьев Караваевых, скотный двор, на котором среди множества голов скота были даже изюбры. Со слов старожилов супругов Арамовых, на краю деревни проживали корейцы, около 25 семей, которые занимались земледелием.

   В 1890 году переселенцами православной веры из Могилевской, Тамбовской, Воронежской губерний и из Сибири основано село Старая Райчиха. Люди здесь занимались земледелием, строили дома. Когда в селе уже появилось несколько улиц, жители построили молельный дом, а в 1910 году семья Кузьминых построила церковь с 12 колоколами, в фундамент которой была заложена капсула с мощами святого. Церковь была названа в честь Андрея Первозванного.

   С августа 1906 года ведет свою историю село Николаевка, основанное раскольниками. В 1909 году в селе была построена православная церковь. Жительница села Николаевка А.Н. Юрченко вспоминает, как в 1914 году местный поп кропил святой водой только что построенный железнодорожный мост через реку Бурея. Она, тогда ученица 2-го класса, в числе других участников крестного хода несла икону святого Георгия Победоносца. Прошли по мосту с хоругвями, иконами, а поп «кропил святой водой, окуривая ладаном, то махал кадилом вверх, вниз».

   В июне 1908 года раскольниками основано село Семеновка.

   Село Успеновка, основанное в 1926 году, считалось православным румынским поселком, было названо в честь престольного праздника «Успенье». Крещение села происходило в Райчихинской церкви.

   Известно, что в некоторых селах Бурейского района, таких как Чеугда и Иркун, также проживали старообрядцы. Их проживание в селах было немногочисленным и не носило обособленный, общинный характер.

   В автобиографической рукописи первопоселенца Д.С. Ковалева имеются сведения, что в 1914 году на станции Бурея проживал поп, а рядом с его домом была расположена «богомольня». Также по рассказам жителей в Бурее в начале XX века проживали богатые молокане, к которым люди из близлежащих сел ходили на заработки.

   В 1916 году было основано село Виноградовка. Название село получило по фамилии купца Виноградова, которому принадлежала большая часть пахотных земель.

   Разные региональные и конфессиональные группы представляли русские, украинские и белорусские крестьяне, среди которых выделялись старообрядцы и молокане. Затруднения в изучении истории переселения возникают в том, что в переселенческой документации по Дальнему Востоку конфессиональная принадлежность переселенцев практически не отражалась, как и не отмечались, иной раз, точные даты основания сел.

   Так, по официальной версии известно, что село Долдыкан основано в 1914 году переселенцами из европейской части России. По неофициальной версии село основали раскольники-беспоповцы, прибывшие из Томской, Пермской и Самарской губерний в 1873-1874 годах.

   В освоении Приамурья были серьезные трудности. Желающих переселяться в такой отдаленный край было немного. Поэтому и предполагалось «привлечь на Амур такой желательный в условиях сурового края колонизационный элемент, как старообрядцы, широко известные своей трезвостью, трудолюбием и энергией». Основная масса переселенцев-старообрядцев происходила из Забайкальской области. Староверы прибывали также из Енисейской губернии и из губерний Европейской России. В 1897 году старообрядцев на Дальнем Востоке насчитывалось более 7 тысяч. В основном это были беспоповцы. Освоившись на новых местах, староверы, в значительной своей части – бывшие семейские, быстро превратили свои деревни в хорошо обустроенные селения, обеспеченные и хлебом, и скотом. Таким образом, забайкальские старообрядцы сыграли важную роль в заселении нового края. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области – 11,89%. В XX веке позиция Московской патриархии Русской православной церкви по старообрядческому вопросу значительно смягчилась. Но старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя Русскую православную церковь Московской патриархии как инославную.

   

   ИСТОЧНИКИ:
   1. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы в Приамурье и Приморье.
   2. Буянов Е.В., Буянов Д.Е. – «Религиозная ситуация в Амурской области во второй половине XIX – начале XX вв.».
   3. Ковалёв Д.С. – автобиографическая рукопись из фондов МБУ «Краеведческий музей Бурейского района».

   

   Чёрная Алла Анатольевна Краеведческий музей Бурейского района п. Новобурейский


   Дополнительно по данной теме можно почитать:


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   
   Электронная версия - Главный редактор портала "Амурские сезоны" Коваленко Андрей