Живопись Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6481
фото           7098








Первый литературный портал:



Стихотворение
О ветеранах БАМа

Стихотворение
Всегда бы так






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Живопись






Амурский пейзаж 80-х – 90-х годов XX века

05 ноября 2020 г.

   В живописи 80-х - 90-х годов нет единого стиля, как един был, например, «суровый стиль», нет жёстких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов. Художники много и интересно – на языке изобразительного искусства – размышляют о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. Они иначе, чем художники предыдущего десятилетия, понимают образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя. Им близок язык символов, а живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична, виртуозна, фантастически изощренна.

   Амурский пейзаж в рассматриваемый период получил развитие в творчестве Владимира Алексеевича Водянина (род. в 1952г.). На Дальний Восток художник приехал в 1975г. после окончания художественно-графического факультета Орловского педагогического университета. Работал преподавателем рисунка, живописи и композиции. В 1983г. награжден знаком «Отличник народного образования СССР». С 1989 г. работает художником в Амурских художественных мастерских. С 1990г. – член Союза художников России. С 1992 г. член Петровской Академии науки и искусства. В 2007г. – присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Постоянный участник городских, областных, зональных, всероссийских и зарубежных выставок. В своих пристрастиях В.Водянин глубоко реалистичен и по сути является бережным хранителем традиций школы русской живописи XIX века. Следуя реалистической традиции русской школы живописи, Владимир Алексеевич выполняет свои работы в академической манере. Основным направлением в его творчестве является лирический пейзаж. Художник неоднократно выезжал в творческие командировки на БАМ и Бурейскую ГЭС. В его живописных полотнах раскрывается красота и величие природы и людей Дальнего Востока. В пейзаже это художник настроения и тонких чувственных переживаний, великолепный мастер колорита, для которого характерна строгая выдержанность и богатая нюансировка цветового строя. Работы В. Водянина легко узнаваемы по тонкому пониманию природы, по изящной простоте и выразительности, с которой художник изображает знакомые всем уголки родного края. В его работах вы не увидите эффектных трюков и пестроты - умиротворённостью и спокойствием дышит каждое полотно художника [Приложение 4]. В Амурском областном краеведческом музее хранится 8 работ художника, в том числе 5 живописных пейзажей. Произведения художника находятся в многочисленных коллекциях как в России, так и за рубежом: Китае, Японии, США, Германии и др.

   Тенденцию реалистического направления в живописи сохраняют А. Жигалов и В. Красников [Приложение 5].

   Александр Иванович Жигалов (1952 г.р.) родился в г. Климино Красноярского края. В 1970 г. поступил в Дальневосточный институт искусств на художественный факультет в группу В.И. Бочанцева. В 1975-1979 гг., после окончания института, по распределению работал в Краснотурынском художественном училище Свердловской области. Преподавал рисунок, живопись, композицию. В 1979г. переехал в г.Благовещенск, работал в Амурских художественных мастерских Художественного фонда России художником-оформителем. В 1981г. принят в Союз художников СССР, избран секретарем Правления Амурской организации Союза художников России. С 1990г. – член Правления Амурской организации Союза художников России. Постоянный участник городских, зональных, республиканских и международных выставок. В 2002г. награжден нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», в 2007г. – присвоено звание «Заслуженный художник РФ». Пейзажи А. Жигалова влекут своей пронзительной чистотой и гармонией цветовых интонаций раскрывая духовные переживания мастера. В пейзажах этого художника привлекает удачно «взятый» цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые отношения. В своем творчестве Александр Иванович придерживается и продолжает развивать линию традиционного русского пейзажа. Его творческий метод – это работа с натуры. В основном художник работает в жанре пейзажа и портрета. Искусство А. Жигалова обладает внутренним единством, гармоническим состоянием души. Он рассказывает зрителю о своей любви к земле, человеку и своей Родине. В Амурском областном краеведческом музее хранится коллекция работ А. Жигалова, которая составляет 7 произведений, в том числе 4 живописных пейзажа. Свой образ Дальнего Востока художник утверждает в приамурских пейзажах «Солнышко светит» (1998г.), «Лесной ручеек» (1998г.), «Осенний ветерок» (2000г.). Его работы находятся в музеях г.Благовещенска, Хабаровска, частных коллекциях, картинных галереях Японии и Китая.

   Владимир Григорьевич Красников (1946 г.р.) родился на прииске Апрельский Магдагачинского района Амурской области. В 1966г. поступил в Дальневосточный институт искусств на художественный факультет, обучался у В.Н. Доронина и Ю.А. Земскова. В 1971г., после окончания института, по распределению приехал в г.Благовещенск, работал в Амурских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР художником-живописцем. С 1989г. – член Союза художников России. С 1997г. преподавал в Амурском государственном университете на кафедре рисунка и живописи. Постоянный участник городских, зональных, всероссийских и зарубежных художественных выставок. В 2011г. награжден серебряным знаком «Традиции. Духовность. Мастерство». Основная тема его работ – природа, которая для мастера полна дивной красоты, очаровательных состояний, торжественности и величия. Живопись В. Красникова великолепна благодаря тонкости цветовых отношений. В Амурском областном краеведческом музее хранится 5 работ художника, в том числе 4 живописных пейзажа. Его работы находятся в музеях г.Благовещенска, г.Зея, г. Москва, в частных коллекциях США, Канады, Японии, Китая.

   Работы В. Водянина, А. Жигалова, В.Красникова являются ярким примером русской национальной школы изобразительного искусства, в их творчестве можно выделить несколько типов пейзажного жанра – эпический, лирический (традиционный), городской. Художники развивали реалистические традиции русской пейзажной живописи.

   Среди амурских художников, работающих в этот период следует выделить Ю.Г. Наконечного (род. в 1947г.). Художник удостоен звания заслуженного работника культуры России, является членом Союза художников России. Ведущая тема его творчества - старый Благовещенск. По мнению Н.Верещагиной особенностью многих его работ является не голый документализм, а художественное осмысление архитектурного прошлого города. У каждого рисунка – своё настроение, свой сюжет, своя маленькая история [3]. Излюбленная тема художника нашла продолжение в серии открыток и настольных календарей с видами города, большом календаре «Благословенный город мой» за 1998 год.

   Первые наброски старого Благовещенска Ю. Г. Наконечный начал делать, будучи студентом художественного училища. Одно из первых зданий, которое он рисовал с товарищами по училищу – великолепный памятник архитектуры необарочного стиля – универсальный магазин торгового дома «И.Я. Чурин и КО». Всплеск интереса к истории своей малой родины художник пережил после окончания Дальневосточного института искусств. Ю. Наконечный работает с архивами, беседует со старожилами города. В 1991 г. родилась идея создать серию картин «Архитектура старого Благовещенска».

   Художник работает либо с натуры, либо по фотографиям. Его графические рисунки сдержаны и беспристрастны. Для живописных работ характерен тщательный подбор тональности: одно и то же небо над часовней или церковью может быть и просветленно-ясным, и тревожно-предгрозовым в полыхающем зареве. В работах Ю.Наконечного были воссозданы такие памятники архитектуры Благовещенска, как Шадринский собор, Никольская каменная церковь, Никольская деревянная церковь, Вознесенская церковь и кладбищенские ворота, Михайло-Архангельская церковь, а также множество мелких церквушек. Картины с изображением храмов интересны по композиции. Художник использует такие приемы как игра вертикалей и горизонталей, сочетание луковичнообразных куполов с клубящимися облаками.

   При личной беседе художник объясняет, что на его картинах Благовещенск – город, живший с купеческим размахом, по мостовым которого ездили коляски, по тротуарам прогуливались дамы в замысловатых шляпках и длинных платьях, кавалеры, опираясь на трости, задумчиво вглядывались в амурские дали. Этот город по своему духу был другим, неспешным, смешавшим в себе богатство и бедность, классику и модерн, просыпавшимся и засыпавшим под колокольный звон – из-за отсутствия высоких построек он был слышен даже на окраинах [4].

   Благовещенск в работах Ю.Г. Наконечного почти без деревьев и без людей. Изучая фотографии, можно заметить, что в начале XX века город вовсе не был таким зеленым, как сейчас. Людей художник не пишет, т.к. основное внимание зрителя старается привлечь к архитектурным объектам.

   

   Источники литературы:
   01. Амурские художники. Библиографический указатель /Под ред. В.Г. Лецика. – Благовещенск, 2003. – 256с.
   02. Богемская К.Г. Пейзаж. – М.: Арт-пресс, 1992. – 124с.
   03. Василий Семенихин. Альбом. – Хабрин, 2007. – 239с.
   04. Верещагина Н. Страницы истории Амурской организации Союза художников // Амурский краевед. - №2. – Благовещенск, 1995. - С.15-27
   05. Климычева Ю. Прогулки по Благовещенску времен купцов золотопромышленников // Амурская правда. – 1997. – 20 января.- С.9.
   06. Манин В.С. Русская пейзажная живопись.– М.: Искусство, 2000. – 859с.
   07. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. – М.: Галарт, 2007. – 271с.
   08. Семин В. Ступени роста (В Приамурье создано отделение СХ СССР)// Амурская правда. – 1981. – 5 июля.- С.7.
   09. Суздалев П.К. История советской живописи. – М.: Советский художник, 1973. – 143с.
   10. Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск, 2004. – 192с.
   11. Федоров-Давыдов, А.А. Советский пейзаж.– М.:Искусство, 1958. – 345с.
   12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. – М.: Советский художник, 1963. – 70с.

   

   Ю.В. Базовкина


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Ю.В. Базовкина. "Амурский пейзаж: История становления. Учебное пособие". - Издательство АмГУ, Благовещенск, 2020 г.
    Электронный вариант - Коваленко Андрей, главный редактор портала