Живопись Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6481
фото           7098








Первый литературный портал:



Стихотворение
О ветеранах БАМа

Стихотворение
Всегда бы так






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Живопись






Амурский пейзаж 70-х гг. XX века

05 ноября 2020 г.

   70-е годы – достаточно динамичный этап в развитии изобразительного искусства. Популярными становятся зримость, предметность изображения. Разнообразие ассоциаций, сочетание документальности и фантазии составляет живую многослойную структуру образа. Внимание художников сосредотачивается на духовно-нравственной проблематике. В этом процессе изображение природы, её восприятие, тема её связи с человеком занимает на протяжении 70-х годов исключительное место. С этой темой ассоциируется углубленное познание мира, постановка моральных проблем, размышление о настоящем и будущем человечества. Всё более настойчиво утверждается идея: природа не только прекрасный подарок человечеству, но и сама жизнь, условие его существования.

   Многое (ставшее уже повседневным) – присутствие людей и аппаратов в космосе, труд рабочего в огромном пространстве механизированных цехов, создание искусственных морей, стремление вверх этажей домов – побуждает живописцев активно размышлять о существующих в мире предметно-пространственных отношениях. В это время ни один жанр не получил такого развития, как пейзаж. Как считает П.К. Суздалев, в этот период известность, творческий вес измеряются, прежде всего, успехом именно в пейзажном жанре [16, С.89].

   Художник В.Семенихин (1932-2007 гг.) приехал работать в г. Благовещенск в 1972 г. из Кемерово по приглашению местного союза художников. Картины В. Семенихина – пейзажи, бытовая и станковая живопись, индустриальные полотна, отражающие природу Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, бурную жизнь городов, новостроек, - выставлялись на многочисленных художественных экспозициях в родной Сибири и Благовещенске, а также почти в 80 крупнейших городах СССР.

   Художник был удостоен звания заслуженного художника России, избран членом Союза художников России. Его работы находятся в художественных фондах музеев Москвы, Благовещенска, Кемерова, Новокузнецка, Омска, Томска, Читы, Ташкента, Самарканда, Фрунзе, Алма-Аты, Барнаула, Хабаровска и других городов, а также частных коллекциях России, Германии, Венгрии, Японии, Китая, США, Кореи, Монголии ?1?.

   В.Семенихин много путешествовал не только по Сибири и советскому Дальнему Востоку, но побывал также в Индии, Непале, Монголии, Китае. Результаты этих поездок - масса этюдов, рисунков, выставки новых работ.

   Уже в начале 60-х годов была определена главная тема его творчества – промышленный пейзаж. В его картинах почти нет ярких красок, тона в основном приглушенные, спокойные. Достаточно показательны в этом отношении работы «Окраина Запсиба», «Рабочие будни».

   С 1977 года в творчестве В.Семенихина большое место занимает тема амурской природы. Например, его полотна «Утро на ст. Сковородино», «Поселок Уэлген» [Приложение 3], которые отличает тонкий цветовой колорит.

   В живописных работах В.Н. Семенихина органично сочетаются лучшие традиции русской академической художественной школы и своеобразная творческая манера письма, которой свойственны глубокая экспрессия, выразительность мазка, неповторимость колорита. Как отмечает Н.Верещагина, полотна, воспевающие неброскую красоту и очарование русской природы наполнены тонким лиризмом и искренностью [3]. Творчество В.Семенихина отразило развитие реалистических традиций в советской пейзажной живописи 70-х гг. Его работы являются ярким примером национальной школы изобразительного искусства.

   

   Источники литературы:
   01. Амурские художники. Библиографический указатель /Под ред. В.Г. Лецика. – Благовещенск, 2003. – 256с.
   02. Богемская К.Г. Пейзаж. – М.: Арт-пресс, 1992. – 124с.
   03. Василий Семенихин. Альбом. – Хабрин, 2007. – 239с.
   04. Верещагина Н. Страницы истории Амурской организации Союза художников // Амурский краевед. - №2. – Благовещенск, 1995. - С.15-27
   05. Климычева Ю. Прогулки по Благовещенску времен купцов золотопромышленников // Амурская правда. – 1997. – 20 января.- С.9.
   06. Манин В.С. Русская пейзажная живопись.– М.: Искусство, 2000. – 859с.
   07. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. – М.: Галарт, 2007. – 271с.
   08. Семин В. Ступени роста (В Приамурье создано отделение СХ СССР)// Амурская правда. – 1981. – 5 июля.- С.7.
   09. Суздалев П.К. История советской живописи. – М.: Советский художник, 1973. – 143с.
   10. Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск, 2004. – 192с.
   11. Федоров-Давыдов, А.А. Советский пейзаж.– М.:Искусство, 1958. – 345с.
   12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. – М.: Советский художник, 1963. – 70с.

   

   Ю.В. Базовкина


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Ю.В. Базовкина. "Амурский пейзаж: История становления. Учебное пособие". - Издательство АмГУ, Благовещенск, 2020 г.
    Электронный вариант - Коваленко Андрей, главный редактор портала