Живопись Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6580
фото           7148








Первый литературный портал:



Стихотворение
Занавес закрылся на последней ноте...

Стихотворение
Свеча






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Живопись






Художественная жизнь Приамурья в 60-е годы XX века

29 октября 2020 г.

   60-е годы ХХ века – это время плодотворной творческой деятельности. Как отмечает Т.Ильина, идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного. Художники разрабатывают новый, т.н. суровый стиль, ибо в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-е -50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов [5, С.356]. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). «Суровый стиль» был порождением «оттепели» и свидетельствовал об определённых шагах по пути демократизации общества. А. Морозов считает, что в основе его – стремление показать человека в преодолении препятствий в ситуации повседневной, часто отнюдь не героической [6, С.165].

   В 1968-1969 гг. свой путь в искусстве как художник-пейзажист начал амурчанин В.Суриков (1940-1985 гг.) В 1970 году художник начал работать в Амурских художественных мастерских г. Благовещенска, в 1981 г. был принят в Союз художников РСФСР.

   В. Суриков создал более шестисот работ, большая часть которых подарена вдовой художника Амурскому краеведческому музею. Его произведения приобретены художественными музеями и картинными галереями Красноярска, Хабаровска, Читы, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга, Третьяковской галереей, художественным фондом РФ г. Москвы, часть находится в частных коллекциях.

   В начале 70-х годов В. Суриков увлекся индустриальной темой. Поездки на крупные стройки Амурской области вылились в серию работ по БАМстройиндустрии. Это такие полотна, как «Шимановский индустриальный комплекс», «Бетонорастворный узел», «Лесозаготовки», портреты строителей БАМа. Создал ряд работ, посвящённых участникам Всесоюзных молодёжных строек. Среди них - «На перекуре», «Бригада строителей», «Сварщица», «Прораб стройки», «Математик Кириллов».

   Художник часто бывал в самых отдалённых северных районах Амурской области и посвятил ряд работ малым народностям севера: «Экимчанский аэропорт», «Метеостанция БАМа», «Токурская драга», «Посёлок горняков», «Февральская школа» и др.

   В то же время в творчестве В.Сурикова получила развитие традиционная для русского пейзажного жанра тема весны, а именно в картинах «Весенний мотив», «Ранней весной», «Северная деревня», «Мартовское утро», «Весна на Олёкме», «Первые проталины», «Ранняя весна», «Школа в посёлке Экимчан», «На новые Мари» [Приложение 1].

   Буквально во всех пейзажных работах В.Сурикова ощущается присутствие человека. Но если в «чистых» пейзажах природа и человек занимают равное положение – в этом гармония, то в индустриальных человек как бы отодвигается на второй план, а творения рук человеческих преобладают над человеком. По мнению искусствоведа Н.В. Верещагиной пейзажи написаны легко и свободно, в них своя особая техника и манера письма, творческая, самостоятельная интерпретация цветовой гаммы [3].

   В своих работах художник отражал суровую природу края, преобразования, происходившие в Приамурье, ставшие уже историей, писал современников – героев трудовых будней. В.Суриков запечатлел начало строительства Зейской ГЭС, Райчихинской ГРЭС, Лучегорской ГРЭС, Бурейской ГЭС. В соответствии с классификацией предложенной В.Маниным, в творчестве В.Сурикова можно выделить традиционный и индустриальный типы пейзажей.

   В рассматриваемый период начал свою творческую карьеру живописец В. Стогний (1935-2014 гг.). Художник родился и вырос на Дальнем Востоке, в г. Спасск-Дальний Приморского края, окончил Владивостокское художественной училище. С 1979г. В. Стогний жил и работал в г. Благовещенске, с 1967г. – член Союза художников СССР. Заслуженный художник России, в 2011г. награжден Золотой медалью В.И. Сурикова.

   Художник побывал в творческих командировках в самых отдаленных районах Амурской области – Усть-Нюкже, Коболдо, Экимчане, Токуре. За годы творчества Виктор Николаевич был участником всесоюзных, республиканских, зональных выставок. В 1979 г. прошла первая персональная выставка художника в г. Благовещенске, где было представлено 80 работ, посвященных природе Дальнего Востока. На Всероссийской выставке «50 лет Комсомольску на Амуре» (1982г) экспонировались работы «На берегу Олекмы», «Весенний лес», «Эвенкийский поселок» отразившие «суровую природу» Приамурья. На зональных выставках 1980-1985гг. (г.Чита, г. Владивосток) художник представил работы «Дом лесника», «Весна у оленеводов Приамурья», «Долина Селемджи». В 1982-1989гг. В. Стогний – участник Всероссийских художественных выставок (г.Москва) с работами о природе Приамурья.

   Работы В. Стогния находятся в Художественном фонде России, картинных галереях городов России, частных коллекциях. В Амурском областном краеведческом музее хранится 16 живописных пейзажей художника, выполненных маслом на холсте. Основная тематика его работ – природа севера Приамурья и его жители – лесодобытчики, оленеводы, рабочие золотых приисков »[Приложение 2]. Произведения В.Стогния, также как и работы В. Сурикова можно отнести к традиционному и индустриальному типу пейзажей.

   

   Источники литературы:
   01. Амурские художники. Библиографический указатель /Под ред. В.Г. Лецика. – Благовещенск, 2003. – 256с.
   02. Богемская К.Г. Пейзаж. – М.: Арт-пресс, 1992. – 124с.
   03. Василий Семенихин. Альбом. – Хабрин, 2007. – 239с.
   04. Верещагина Н. Страницы истории Амурской организации Союза художников // Амурский краевед. - №2. – Благовещенск, 1995. - С.15-27
   05. Климычева Ю. Прогулки по Благовещенску времен купцов золотопромышленников // Амурская правда. – 1997. – 20 января.- С.9.
   06. Манин В.С. Русская пейзажная живопись.– М.: Искусство, 2000. – 859с.
   07. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. – М.: Галарт, 2007. – 271с.
   08. Семин В. Ступени роста (В Приамурье создано отделение СХ СССР)// Амурская правда. – 1981. – 5 июля.- С.7.
   09. Суздалев П.К. История советской живописи. – М.: Советский художник, 1973. – 143с.
   10. Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск, 2004. – 192с.
   11. Федоров-Давыдов, А.А. Советский пейзаж.– М.:Искусство, 1958. – 345с.
   12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. – М.: Советский художник, 1963. – 70с.

   

   Ю.В. Базовкина


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Ю.В. Базовкина. "Амурский пейзаж: История становления. Учебное пособие". - Издательство АмГУ, Благовещенск, 2020 г.
    Электронный вариант - Коваленко Андрей, главный редактор портала