Живопись Амурской области О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
документы      69
книги              71
панорамы       58
статьи        6580
фото           7148








Первый литературный портал:



Стихотворение
Занавес закрылся на последней ноте...

Стихотворение
Свеча






Статьи по теме

Культура и спорт
















Статьи по теме

Живопись






Изобразительное искусство Амурской области второй половины XX века

29 октября 2020 г.

   Общая атмосфера советской художественной жизни 60-х – 90-х гг. отмечена заметным нарастанием творческой активности деятелей искусства. При тесной связи с предшествующим периодом данный этап имеет свою качественную определенность, связанную с теми или иными конкретными явлениями, событиями, тенденциями в художественной жизни и в творчестве художников. Огромное значение приобрела развернувшаяся в стране с начала 60-х гг. работа по проведению зональных выставок, ставших впоследствии традиционными и объединивших коллективы всех краев, областей и автономных республик РСФСР в десять крупных зон. Первые зональные выставки открылись в десяти городах Российской Федерации в 1964г. Среди разнообразных форм и типов выставочной деятельности особого внимания заслуживают крупнейшие тематические всесоюзные выставки, посвященные важнейшим событиям в жизни страны, объединяющие все творческие силы мастеров советского изобразительного искусства. Большое внимание в выставочной деятельности также было сосредоточено на организации молодежных выставок.

   Взаимосвязь качественных изменений в искусстве с обновлением самой жизни ярко проявилась и в пейзажном жанре живописи. Здесь наряду с лирическим направлением, представителями которого являются А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, Е.И. Зверьков, Б.Ф. Домашников, усилилось приподнято-романтическое развитие индустриальных и урбанистических мотивов, темы гигантских новостроек и молодых городов, нефтяных промыслов и величавых транспортных магистралей. Наряду с высокой, утонченной культурой пейзажного этюда и на основе внимательного, любовного изучения природы возникла и окрепла тенденция к созданию обобщенных, философских пейзажей – картин широкого эпического размаха, нередко своеобразной стилистики и поэтики, отмеченных стремлением художников раскрыть величие мироздания, гармоничную сложность природы.

   Продолжая традиции, заложенные в советской пейзажной живописи прошлых десятилетий творчеством таких художников, как А.А. Дейнека, Г.Г. Нисский, У.Тансыкбаев, Т.Т. Салахов, пейзажисты также охотно обращаются к новым индустриальным мотивам, к образам современных городов, заводов, гигантских промышленных комплексов, аэродромов, дорог, к темам строительства и стремятся создать образы, в которых остро ощутимы напряженные ритмы, динамика времени, энергичность вторжения человека в мир и преобразования природы. Используя художественные приемы лапидарного сокращения, лаконичного обобщения природных и архитектурных форм, усиления декоративной звучности цветового пятна, приобретающего порою несколько условный, символический характер обозначения, живописцы достигают значительного эффекта в раскрытии величия природы, ее колоссальной внутренней энергии, создают броские по цвету, крупные по масштабу, по охвату огромного пространства, звучные, как декоративные панно, пейзажи.

   В 60-е-90-е годы происходят наиболее значимые события, повлиявшие на развитие изобразительного искусства последней трети столетия во всей стране, нашедшие своё прямое продолжение в Дальневосточном регионе. В этот период в Приамурье и в его областной центр - г.Благовещенск стали приезжать молодые выпускники художественных вузов Москвы, Одессы и других городов центральной части страны.

   Красота амурской природы, масштабы БАМовской стройки были вдохновляющим началом не только для художников, родившихся в Приамурье, но и тех, кто приезжал сюда в поисках новых сюжетов для своих работ. Художники возвращались из таких поездок с массой этюдов или уже готовых картин. В результате амурский пейзаж прочно занимает одно из ведущих мест на зональных и республиканских выставках.

   В феврале 1972г. в Благовещенске состоялось торжественное открытие выставочного зала. Это стало важным событием в жизни города и всего региона. Газета «Амурская правда» писала, что только в первый день работы выставочный зал посетило более тысячи благовещенцев и гостей областного центра. На первой выставке были представлены работы В.Маклакова, В.Сурикова, С.Сидоренко, Ю.Наконечного и др. амурских художников. С этого момента у художников появилась возможность постоянного общения со зрителем, выставки приобретают статус традиционных. Многие произведения благовещенских художников стали получать признание на зональных и республиканских выставках, а также публиковаться в печати. В 1964 году на первой зональной выставке в Хабаровске Амурскую область представляли два человека – В. Обидион и В.Маклаков. К 1980г. количество участников зональной выставки в г.Чита составляло уже 21 человек.

   В июне 1981г. в Амурской области был создан Союз художников. Это стало возможным когда количество художников - членов Союза художников СССР, работающих в области достигло 15 человек. Первым председателем правления амурского отделения Союза художников СССР был избран В.Е. Обидион. Создание этой творческой организации стало знаменательным событием в культурной жизни области и освещало сразу в нескольких местных периодических изданиях. Наиболее подробно о новом творческом объединении писала газета «Амурская правда» [7].

   Необходимо отметить, что в это время шла подготовка к V съезду художников РСФСР и теперь у амурских художников появилась возможность представить своего делегата, которым стал В.Обидион.

   С результатами творческой работы амурских живописцев жители города и области могли познакомиться благодаря активной выставочной деятельности амурского коллектива художников, которые успешно участвовали в выставках различного уровня – от областных до республиканских, а более глубокому раскрытию творчества отдельных художников способствовали их персональные выставки. Местные периодические издания регулярно освещали события художественной жизни, происходившие не только в Амурской области, но и в центральной части страны.

   Художники Якутии и Бурятии, Читинской, Амурской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краёв образовали зону «Советский Дальний Восток» [6, 243]. Впервые они встретились вместе на зональных выставках, выйдя из келейных пределов областных экспозиций. Они увидели себя на широком фоне дальневосточного искусства, более точно оценили направление и степень плодотворности поисков. Сложившаяся система отбора: зона – республика – всесоюзная выставка - вовлекла художников дальневосточных окраин и в широкий круговорот общесоюзной творческой жизни. Благодаря этому средний уровень профессиональной культуры неизбежно стал повышаться. Творческий диапазон художников стал глубже и разнообразнее, в их многочисленных работах нашли воплощение тема приграничья, трудовых будней, бамовская тематика. 90-е годы были переломными для всей России. Фактором, определяющим творчество художников, становится усиленный поиск идеала с одной стороны, средств выражения индивидуальности – с другой.

   Поскольку взятый период (60-е – 90-е гг. ХХ века) достаточно протяженный целесообразно провести его периодизацию и определить этапы в соответствии с теми процессами, которые происходили в советском изобразительном искусстве. В рассматриваемом временном отрезке можно выделить три периода: 60-е годы – появление «сурового стиля»; 70-е годы – интенсивное развитие национальных художественных традиций; 80-е - 90-е годы – демократизация общественной и культурной жизни.

   

   Источники литературы:
   01. Амурские художники. Библиографический указатель /Под ред. В.Г. Лецика. – Благовещенск, 2003. – 256с.
   02. Богемская К.Г. Пейзаж. – М.: Арт-пресс, 1992. – 124с.
   03. Василий Семенихин. Альбом. – Хабрин, 2007. – 239с.
   04. Верещагина Н. Страницы истории Амурской организации Союза художников // Амурский краевед. - №2. – Благовещенск, 1995. - С.15-27
   05. Климычева Ю. Прогулки по Благовещенску времен купцов золотопромышленников // Амурская правда. – 1997. – 20 января.- С.9.
   06. Манин В.С. Русская пейзажная живопись.– М.: Искусство, 2000. – 859с.
   07. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. – М.: Галарт, 2007. – 271с.
   08. Семин В. Ступени роста (В Приамурье создано отделение СХ СССР)// Амурская правда. – 1981. – 5 июля.- С.7.
   09. Суздалев П.К. История советской живописи. – М.: Советский художник, 1973. – 143с.
   10. Художники Приамурья. Альбом. – Благовещенск, 2004. – 192с.
   11. Федоров-Давыдов, А.А. Советский пейзаж.– М.:Искусство, 1958. – 345с.
   12. Ягодовская А.Т. О пейзаже. – М.: Советский художник, 1963. – 70с.

   

   Ю.В. Базовкина


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

    Ю.В. Базовкина. "Амурский пейзаж: История становления. Учебное пособие". - Издательство АмГУ, Благовещенск, 2020 г.
    Электронный вариант - Коваленко Андрей, главный редактор портала