Репертуар военных театров Дальнего Востока в период Великой Отечественной О проекте











Яндекс.Метрика





на сайте:

аудио            105
видео              22
книги              32
панорамы       58
статьи        5397
фото           6557







Первый литературный портал:



Стихотворение
Саранка

Стихотворение
Как салют хмельной весне...



Статьи по теме

Культура и спорт









































Репертуар военных театров Дальнего Востока в период Великой Отечественной

03 мая 2019 г.

   В годы Великой Отечественной войны перед военными театрами Красной Армии ставится главная боевая задача - «всеми имеющимися средствами художественной пропаганды разъяснять воинам-дальневосточникам и трудящимся Дальнего Востока стоящие перед ними задачи по защите социалистического Отечества» [5, с. 143].

   Финансирование учреждений культуры накануне войны было относительно слабым, но, поскольку Дальнему Востоку был необходим такой важный идеологический инструмент как театр, перед руководством страны встает вопрос о наполнения восточной окраины театрами с «целью более полнокровного «обеспечения» сценическим искусством трудящихся дальневосточников» [12]. Так, в первой половине 1930-х гг. на Дальнем Востоке складывается государственная сеть театров. Только в Приморье в двухгодичный срок количество профессиональных театров выросло с двух до девяти. Краевой театр им. Горького, краевой ТЮЗ, кукольный театр во Владивостоке, Сучан-ский театр угольщиков, Ворошиловский (Уссурийский) драматический театр (Спасский колхозно-совхозный театр к тому времени уже влился в его состав), Театр Первой Краснознаменной армии, Театр Тихоокеанского флота, Театр Приморской железной дороги.

   Основной источник сведений о дальневосточных театрах в эти годы - пресса, но стоит отметить, что газетные рецензии тех лет не могут дать полной картины их деятельности. По большей части это достаточно схематичные заметки, написанные в жанре «быстрого реагирования». К тому же, в военные годы было сокращено количество выходов и тиража газет, что также не дает возможности сделать однозначные выводы. Составить представление о репертуаре дальневосточных театров в годы Великой Отечественной отчасти позволяют театральные афиши и программы спектаклей, дошедшие до наших дней.

   Обращаясь к репертуару военных лет можно выделить наиболее яркие пьесы, определить соотношение классических и современных постановок, использование произведений зарубежных авторов, поскольку репертуар - не только отражение жанровой специфики театра, но и специфики времени вообще.

   С начала 1930-х гг. началась шефская работа мастеров искусств среди работников и командиров Особой Дальневосточной армии [4]. Так, политуправление РККА в начале 1934 г. поставило перед руководством и общественностью театра вопрос об участии Большого театра в культурно-художественном обслуживании частей ОКДВА и Морских сил Дальнего Востока. С этого времени начались поездки артистов на Дальний Восток.

   В годы войны отсутствие активных военных действий на территории дальневосточного региона давало возможность организации гастролей заезжих творческих коллективов, столичных театров, ансамблей. В городах края выступил ленинградский ансамбль советской комедии. Свыше 600 концертов дали артисты Харьковского эстрадного театра.

   За годы войны для бойцов и командиров Красной Армии и Военно-Морского Флота мастера искусств всего Советского Союза провели 1 миллион 300 тысяч шефских концертов и спектаклей, из них полмиллиона - в условиях боевой обстановки [4].

   В январе 1941 г. на гастроли по Дальнему Востоку приехал Сталинский Донбасский театр комедии. Вторжение гитлеровских войск на Украину и Донбасс сделали невозможным возвращение театра комедии на родину, и Донбасский театр остался на Дальнем Востоке. Артисты театра комедии, позднее заслуженные артисты РСФСР М.П. Светланов, Т.И. Ларина, А.А. Михалев и многие другие вошли в состав существующего в городе Уссурийске армейского театра, а Александр Семенович Ларский, руководивший Донбасским театром с 1929 г., стал художественным руководителем объединенного театра.

   Военные театры по определению всегда были тесно связаны с армейской массой и позиционировали себя как боевого соратника воинов-даль-невосточников, но начало Великой Отечественной войны потребовало немедленного отклика театра на события, потрясшие весь мир. Газета «Красное знамя» писала: «Коллектив Краснознаменного театра должен вложить свой вклад в дело разгрома ненавистного врага, создавая на сцене образы бесстрашных и стойких советских воинов» [3]. Пьесы о войне «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука появились в газете «Правда» много позднее, поэтому в поиске репертуара Первый Краснознаменный театр первоначально обращается к драматургии прошлого. Именно так увидела свет рампы постановка «Шел солдат с фронта» по повести В.П. Катаева «Я сын трудового народа». Этот спектакль стал первой работой театра Дома Красной Армии в новом составе.

   После премьеры спектакля критики писали: «Трудно сейчас судить, удалось ли создать целостный художественный организм, необходимый ансамбль. Однако показанный театром спектакль производит хорошее впечатление, тепло принят зрителем. Кроме того, постановка актуальной пьесы Валентина Катаева «Шел солдат с фронта» в качестве первой работы объединенных коллективов - факт весьма занимательный в определении творческих перспектив театра.

   Тема пьесы «Шел солдат с фронта» злободневна, несмотря на то, что события, отображенные в ней, происходят около четверти века назад. Это - тема героической борьбы украинского народа с немецкими оккупантами» [3].

   Но изображение немецких оккупантов 1918 г., сделанных автором в мягко-юмористических красках, конечно, не могло удовлетворить ни театр, ни зрителей. Дальневосточные режиссеры жаловались на репертуарный отдел Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР, который не мог обеспечить нужд театра. В начальный период войны театру просто неоткуда было брать актуальный репертуар, а возникшая обстановка требовала срочного реагирования.

   Поэтому два режиссера Первого Краснознаменного театра - Н.Г. Резников и А.С. Ларский -при активной помощи всего коллектива создают пьесу «Иван Голубь». Пусть с литературной точки зрения это было произведение во многом несовершенное, но оно отвечало настроениям и задачам военного времени и было решено в героико-романтическом плане.

   Эта работа может послужить примером общей тенденции в военной драматургии того времени. Острые, живые, о людях на войне, пьесы по большей части не отличались глубиной образов и прочими художественными особенностями. Театр носил более плакатный, гротескный характер. Во главу угла ставился замысел, идея. К психологизму и философским вопросам пришли позже.

   Война значительно изменила отношения между театром и зрителем, сократила дистанцию. Темы, звучащие в спектаклях, были близки и понятны каждому зрителю в театре. Они вселяли надежду, рассказывал о мужестве и храбрости, готовности отдать все для победы над врагом.

   Пьеса «Иван Голубь» была довольно сценична, притом давала богатый материал для актерской работы и выдержала более трехсот выступлений. Ее герои - советские люди в первые дни войны. Главную роль, роль Ивана Голубя, старого мастера завода, горячего патриота, играл сам главный режиссер А.С. Ларский.

   По приглашению управления политической пропаганды Дальневосточного фронта 16 апреля 1941 г. театр впервые приехал на гастроли в Хабаровск, где в течение месяца выступал в Доме Красной Армии. Но многие работы коллектива получили тогда достаточно резкую оценку, вот что писала газета «Тихоокеанская звезда» о спектакле «Иван Голубь»: «Пьеса обладает целым рядом очень серьезных недостатков. Мужество, непреклонная воля и стойкость воплощены в образе Ивана Голубя. Эти черты свойственны каждому патриоту нашей страны, каждому советскому гражданину - вот основная мысль пьесы. Но прямолинейность, обнаженность драматических, а в спектакле и постановочных приемов, неглубокие образы, интрига, построенная на одних только внешних конфликтах - все это бесспорно снижает ценность спектакля, значимость поставленной в нем темы» [1].

   Следующим городом в гастрольном графике театра был Биробиджан. Газета «Биробиджанская звезда» дает схожую оценку пьесы: «В погоне за остротой положений театр использует приемы детектива и мелодрамы, язык ряда персонажей изобилует стертыми, серыми оборотами и т.д. Но эта пьеса показывает так же, что ее авторы в силах написать более совершенное произведение об отечественной войне и ее героях. Создание новых патриотических спектаклей первейший долг работников сценического искусства» [2].

   В спектакле «Парень из нашего города» К. Симонова в постановке Ю.Б. Щербакова критики так же указывали на большое количество неровностей и в актерском исполнении, и режиссерских решениях, а наиболее серьезные возражения вызывало исполнение центральной роли артистом Беляевым. Тем не менее отмечалось, что «...спектакль привлекает той сохраненной атмосферой приподнятости и молодости, которой проникнута пьеса. Но то, что в портфеле театра всего лишь несколько военных пьес, не может не вызывать тревоги» [1].

   Вскоре режиссер Резников ставит спектакль «Давным-давно», посвященный теме Отечественной войны 1812 года. Критики отмечали, что в этой работе режиссеру удалось проявить подлинный такт и вкус, умело подчеркнув самое важное в героях пьесы - их патриотическое воодушевление.

   «Простота пьесы определила простоту спектакля. Постановщик Резников и большинство актеров нашли правильный тон в «разговоре со зрителем», в их голосах нет фальши, нет ложного, наигранного пафоса, которым нередко «украшаются» спектакли, рассказывающие о героике наших дней. Артисту Д. Пайкину, исполняющему роль немецкого коменданта, удалось отойти от установившегося у нас штампа в изображении немецких офицеров. Вальц Пайкина достаточно хитер и тонок, чтобы не быть откровенно прямолинейно жестоким. В его арсенале наряду со свирепостью палача мы видим учтивость, даже мягкость и это оружие в руках коварного врага не менее страшно» [8].

   Много и плодотворно работал Драматический Краснознаменный театр в период Великой Отечественной войны. В это время ставятся спектакли: «Парень из нашего города» К. Симонова, «Профессор Мамлюк» Ф. Вольфа, «Давным-давно» Ф. Гладкова, «Нашествие» Л. Леонова и многие другие.

   Злободневный репертуар зачастую создавался самими артистами, под сценические площадки приспосабливали любое помещение. Коллектив театра, разбившись на бригады, давал по 10-15 концертов в день.

   В работе Э.В. Осиповой, посвященной дальневосточным театрам в годы войны и послевоенное время, было выделено две основные формы деятельности театра по обслуживанию воинских частей действующей армии - фронтовая бригада и фронтовой передвижной театр [9]. В условиях Дальневосточного фронта приемлемой оказалась первая форма, более мобильная и менее затратная.

   Во время боев против японских войск в августе 1945 г. театр работал на марше, продвигаясь вглубь Маньчжурии вместе с наступающими войсками, давая спектакли и концерты прямо на передовой. Тогда театр Приморского военного округа был первым советским театром, который увидело население Маньчжурии. Спектакли военного театра увидели жители освобожденной Северной Кореи, Порт-Артура, где коллектив театра оказал помощь национальному китайскому театру в постановке советских пьес.

   По полям тактических учений, вслед за частями и подразделениями двигались бригады домов Красной Армии. «Актеры краснознаменного театра, ансамбля красноармейской песни и пляски вместе с бойцами и командирами переносили трудности походной жизни, а в перерывах между «боями» устраивали спектакли и концерты прямо на грузовиках, в окопах, блиндажах. Всего бригады домов Красной Армии дали 208 концертов [7].

   В годы войны в творчестве театра с особой силой прозвучала его главная тема - военно-патриотическая. Особое место в военном репертуаре занимала историческая пьеса. Такие постановки притягивали внимание не только событиями, рассказанными со сцены, но и личностями, конкретными историческими героями, являвшими собой образцы чести, мужества и долга перед Отечеством.

   Были поставлены пьесы: «Нашествие», «Полководец Суворов», «Первая Конная», «Метелица», «За вторым фронтом», «Летчики», «Сильные духом», «Последние рубежи», «Люди, которых я видел», «Они сражались за родину», «Василий Теркин», «Командарм».

   За постановку «Первой конной» В. Вишневского, «Метелица» В. Пановой, «Василий Теркин» А. Твардовского военный театр был удостоен Диплома первой степени Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества, Союза писателей РСФСР.

   Еще одним военным театром, функционирующим на Дальнем Востоке в этот период, был театр Краснознаменного Тихоокеанского Флота (ТОФ).

   Летние гастроли театра ТОФ 1941 г. были спланированы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В гастрольный репертуар были включены спектакли «Адмирал Нахимов», «Павел Греков», «Ревизор», «Море наше» и другие постановки. Театр открыл гастроли в Комсомольске-на-Амуре 18 июня, но еще задолго до его приезда была достигнута договоренность с партийными организациями города о создании нового театра в Комсомольске с января 1942 г. - при участии артистов театра ТОФ, которые и должны были стать его основным ядром. «Были заготовлены документы в Хабаровский крайком, в комитет по делам искусств - в Москву, был определен репертуар будущего театра, были назначены исполнители центральных ролей» [6 ].

   Начало Великой Отечественной войны отменило все планы. В Дземгах, под Комсомольском, шла подготовка к спектаклю «Свадьба Кречинского», параллельно в городском парке готовился спектакль «В степях Украины». Спектакль состоялся, несмотря на сообщение о нападении фашистских войск. Сразу после спектаклей начались митинги. Из Политуправления флота был получен приказ - вернуться во Владивосток. Театр возвращался через Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри и Советскую Гавань и во всех городах давал спектакли. По возвращению во Владивосток коллектив сразу включился в создание нового репертуара, отвечающего новым задачам театра.

   С пьес «Парень из нашего города» К. Симонова и антифашистской пьесы А. Бруштейна «Продолжение следует» началась работа театра Тихоокеанского флота в условиях Великой Отечественной войны. Пьеса К. Симонова очень точно отвечала поставленным перед творческим коллективом задачам, и выпустить спектакль необходимо было в самые сжатые сроки. Решено было подготовить спектакль с таким расчетом, чтобы его можно было играть в любых условиях. Режиссерами спектакля стали Данилов и М.Д. Глух, художником - В.В. Безродный.

   В своих воспоминаниях исполнитель роли Сергея Луконина, заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР Н.И. Кузьмин описывает работу над спектаклем: «...Всю вторую половину действия пьесы мы с Холхин-Гола, как это было у К. Симонова, перенесли в наши дни, т. е. в условия Отечественной войны, и последний монолог Луконина звучал, как обращение к бойцам и командирам: «За поруганную нашу землю, за слезы наших матерей... вперед! На разгром ненавистного врага!», и раздавалась команда: «По машинам!». Вместе с программками раздавались листовки с текстом В.В. Маяковского; художнику В. Безродному удалось создать очень комплексное и выразительное оформление: оно позволяло играть спектакль как на клубных сценах, так и просто на полу казарм, или на ж/д платформе, и когда надо - на двух грузовых машинах с опущенными бортами» (Семейный архив бывшего зам. начальника театра подполковника в отставке В.И. Мороза, далее - архив В.И. Мороза).

   Создав новый репертуар, коллектив театра разделился на две фронтовые бригады и в ноябре 1941 г. выехал обслуживать военные части Дальневосточного фронта.

   Руководителем первой группы был назначен В.Ф. Бунин - капитан, комиссар театра. В репертуаре этой группы вошли спектакли «Парень из нашего города», «Продолжение следует», «Свадебное путешествие».

   Вторую группу возглавил режиссер Д. Ковальский. Репертуар составили спектакли «Свадьба Кречинского», «Мой сын» Гергеля, «Профессор Полежаев» Рахманова и «Гавань Бурь» Бальзака.

   Всю осень и зиму 1942 г., вплоть до апреля месяца, бригады обслуживали воинские части - от Владивостока до станции Ерофей Павлович. Особым успехом в воинских частях пользовался спектакль «Парень из нашего города». Военный корреспондент, старший политрук В. Слепица писал: «Этот герой, обычный «парень из нашего города» является примером того, как надо верой и правдой служить своему Отечеству. Артист П. Кузьмин создал образ героя, которому хочется подражать» (Архив В.И. Мороза).

   К лету 1942 года обе фронтовые бригады, проделав огромную работу на фронте и в частях Дальневосточного фронта, вернулись во Владивосток. Военный совет принял решение: работу театра в зимний период 1942/43 гг. сосредоточить на базе, т.е. вновь в Доме офицеров Армии и Флота. Начинается работа над двумя пьесами, написанными в годы войны, - «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. Последнюю ставил художественный руководитель театра Я.С. Штейн, а для постановки «Русских людей» был приглашен художественный руководитель Ленинградского нового театра, народный артист РСФСР, профессор Борис Михайлович Сушкевич. Война застала Ленинградский театр на гастролях на Дальнем Востоке и до 1944 г. театр обслуживал зрителей Приморья.

   Встреча коллектива флотского театра с выдающимся мастером режиссуры, крупным педагогом мхатовской школы Б.М. Сушкевичем стала значительны событием в творческой жизни театра. Спектакль получился масштабным, волнующим, и был выпущен к 25-летию Великого Октября. Газета «Красное знамя» писала: «Русские люди» в постановке Б.А. Сушкевича - спектакль сильного ансамбля, исключительно правдивый, даже забываешь, что это сцена, а не жизнь» [11].

   Пьеса «Олеко Дундич», шедшая повсеместно, требовала углубленной работы над образами вождей и героев гражданской войны - Ворошилова, Буденного, Орджоникидзе, Дундича. Критикой отмечалось, что в постановке Я.С. Штейна она прозвучала особенно сильно, как и пьесы «Кубанские казаки» Ротко, «Адмирал Нахимов» Луковского.

   Театр ТОФ не переставал ставить и классические произведения, которые требовали основательной работы с реквизитом и декорациями. Многое приходилось упрощать, находить более удобные решения, поскольку в военные годы сократилось бюджетное финансирование всей социальной сферы, за исключением здравоохранения. Театром ставился «Васса Железнова» Горького, «Женитьба Белугина» Островского, «Ревизор» Гоголя в новой сценической редакции, «Нора» Ибсена и др. До конца войны театр работает на базе зимой и только летом выезжает на гастроли в воинские и флотские гарнизоны.

   В 1943 г. художественное руководство театром принимает ученик Мейерхольда режиссер И.П. Буторин, долгие годы возглавлявший иркутский драматический театр. Он ставит «Врагов», «Полководца Суворова» И. Бахтерева и А. Разумовского, «Офицер флота» А. Крона, «Лодочни-цу» Н. Погодина, многие пьесы русской и зарубежной классики.

   «Несмотря на сложную обстановку на фронтах, командование флотом принимает решение о проведении в октябре 1943 года юбилейного вечера, посвященного 10-летию театра, на котором присутствуют представители всех частей флота во главе с командующим, адмиралом И. Юмашевым. Членом Военного Совета, генералом С. Захаровым и начальником штаба, вице-адмиралом А. Фроловым» [6, с. 24].

   День Победы театр встречает на гастролях в Хабаровске, а по возвращению во Владивосток, по решению Военного Совета, организуются три фронтовых бригады. Руководителями назначаются лейтенант И. Рахлин, мичман Н. Кузьмин и главстаршина С. Астахов. Эти бригады давали концерты в частях и на кораблях, одновременно на базе флота шли спектакли, шла работа над пьесой «Последняя жертва» А.Н. Островского.

   В день премьеры «Последней жертвы» 8 августа 1945 г. было объявлено о вступлении в войну с Японией. Главный режиссер Н.Н. Буторин собрал коллектив и зачитал приказ Военного Совета флота о переходе Красной Армии и Флота в наступление, уже 9 августа на границу в авиационные части флота выехали бригады, где давали по 3-4 концерта в день.

   Так гастрольный маршрут театра вышел далеко за пределы стационара. До этого почти четыре года главные битвы с захватчиками шли далеко на Западе, теперь же соседство с милитаристской Японией создавало реальную опасность вторжения ее на дальневосточные рубежи СССР. Это время потребовало новых форм работы. Дальневосточные актеры двинулись вслед за своими зрителями - на фронт.

   Из оставшихся на базе актеров была сформирована еще одна бригада, которую отправили в Корею. В конце войны Япония сосредоточила в портах Северной Кореи - Юки, Расин (Наджин) и Сейсин (Чхонджин) до 35-40 боевых кораблей и судов, включая эсминцы и подводные лодки. В бухту Сейсин бригада входила, когда еще шли бои на окраине города, и практически сразу в городе был дан концерт для бойцов-десантников. Эта бригада дала в частях 34 концерта, выступила во многих городах освобожденной Кореи, в портах Юки, Расин, Сейсин. Бригада И. Рахлина обслуживала Сухопутный фронт в Манчжурии. «Кампания Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке и Приморье была заключительной в Великой Отечественной войне. Благодаря тщательной подготовке и достигнутой внезапности, она прошла быстротечно с 9 августа по 2 сентября» [5, с. 143].

   По возвращению бригад в театре состоялось торжественное собрание, посвященное окончанию Второй мировой войны, на котором вручались правительственные награды. Ордена «Красной звезды» были удостоены Н.Н. Буторин, В.К. Мороз, И И. Кузьмин, 23 работника были награждены медалью «За боевые заслуги».

   Обширна география гастролей военных театров. Гастроли длились по 6-7 месяцев в году. Театры обслуживали Приморье, Хабаровский край, Амурскую, Читинскую и Иркутскую области, Сахалин, Курильские острова, Камчатку - весь Дальневосточный военный округ, самые отдаленные воинские части, гарнизоны, погранзаставы. Трудно найти на Дальнем Востоке пункт, где бы армейские театры не побывали со своими спектаклями.

   Проанализировав отклики общественности, прессы, реакцию органов власти на деятельность дальневосточных военных театров, можно уверенно сказать, что в годы Великой Отечественной войны с особой силой проявилась роль Драматического Краснознаменного театра и театра Тихоокеанского флота как боевых единиц. Своими героическими поступками, работой в тяжелейших условиях театр вселял в бойцов силу, мужество, волю к победе и уверенность в безоговорочном разгроме фашизма.

   Репертуарная политика военных лет по большей части не отличалась разнообразием. Почти все театральные коллективы брали к постановке произведения советской драматургии, написанные в дни войны, но специфика времени определила повышенное внимание власти к театру. Благодаря сценическому искусству государство внедряло социальный поведенческий стандарт «советского воина» или «простого советского человека», честно выполняющего свой долг в тылу и на фронте. С этих героев можно было «брать пример», тем самым для зрителя облегчался духовный поиск.

   Темы, звучащие в спектаклях, были близки зрителю, вступая с ним в тесный диалог, отражая общественные настроения. Именно репертуару придавалось огромное значение, так как основной творческой задачей театров в годы войны являлось поднятие духа личного состава воинских частей Тихоокеанского флота и Советской Армии. Это один из тех периодов истории, когда театр становится особенно привлекательным для публики как место обсуждения актуальных проблем.

   Сценическое искусство способно глубоко воздействовать на зрителя, особенно если событие, заложенное в основу драматического произведения, общезначимо. Обращаясь к военной истории, театр передает духовный опыт от одного поколения другому. На определенном этапе эта связь поколений через сцену была прервана, но сегодня постановка военно-патриотических спектаклей снова невероятно актуальна. События военного времени, перенесенные на сцену, приобретают новые смыслы, заставляют зрителя откликнуться, задуматься о том, как человек, несмотря ни на что, способен находить в себе внутренние силы для защиты своей семьи и отечества.

   

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
   01. Армейский театр // Тихоокеанская звезда. 26 апреля 1941.
   02. Гастроли Краснознаменного театра // Биробиджанская звезда. 18 мая 1941.
   03. Заметка зрителя // Красное знамя. Владивосток. 15 января 1942. № 12 (314).
   04. Зелов Н.С. Шефская работа мастеров искусств среди бойцов и командиров Особой Дальневосточной армии. Военная литература. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// militera.lib.ru/docs/da/ sbjia_granitsc_tuchi_hodyat_ hmuro/07.html
   05. Краснознаменный Тихоокеанский Флот. М.: Воениздат, 1973.
   06. Максидов А.А. Очерки истории. Советская Гавань, 1983.
   07. На передовой // Красное знамя. Владивосток. 20 октября 1945.
   08. О театре Первой Краснознаменной Армии // Тревога. 22 апреля 1944.
   09. Осипова Э.В. Ведомственные театры на территории Приморского края // Арсеньевские чтения: Материалы науч. практ. конф. Владивосток, 2002.
   10. Осипова Э.В. Дальневосточные театры накануне, в годы войны и в послевоенное время // Россия и АТР. 2005. № 3. С. 25-38.
   11. Премьера // Красное знамя. Владивосток. 10 ноября 1943.
   12. Рыжакин Я. В театрах Дальнего Востока // Советское искусство. 22 декабря 1938.

   

   КИЩИК Елена Витальевна, аспирант кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. E-mail: yelena kishchik@mail.ru



ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

   ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ - № 4 - 2015
   Электронная версия - Коваленко Андрей, главный редактор портала "Амурские сезоны"