Оборона Благовещенска О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
книги              54
панорамы       58
статьи        5692
фото           6850








Первый литературный портал:



Стихотворение
Танец с пустотой

Стихотворение
Я в позднюю осень выйду






Статьи по теме

Культура и спорт









































Ученик Айвазовского запечатлел оборону Благовещенска

07 июля 2014 г.






   Я на 125 лет моложе Благовещенска. Казалось бы, зачем мне копаться в давно ушедшем времени? Нужно ли это моему поколению? Очень нужно! Чтобы доподлинно знать то, что совсем недавно замалчивалось. Например, событие 1900 года, о котором в справочнике «Амурская область. Опыт энциклопедического словаря» не сказано ни слова.

   Речь идет о бомбардировке Благовещенска китайцами.

   Я увлекся данной темой год назад, защитил курсовую работу, но так не хотелось останавливаться на этом. Столько всего интересного скрывают музеи и архивы, столько нового можно узнать о прошлом родного города! Собирая новые детали этого конфликта, я узнал о существовании картины, имеющей непосредственное отношение к тем трагическим событиям. Это полотно художника А. Сахарова «Оборона Благовещенска в 1900 году».

   Впервые о картине я прочитал в Интернете, обнаружив в электронной версии журнала «Мир музея» фрагмент статьи Е. Ивановой «Подвиг доблестных граждан», посвященный этому произведению. Картина выставлялась в Амурском краеведческом музее к 150-летию Благовещенска. Больше никакой информации не было - ни о самом полотне, ни о художнике. Но так захотелось своими глазами увидеть картину о геройском освобождении Благовещенска от китайской осады...

   В музее все было мирно и спокойно. Но что творилось здесь в 1900 году во время бомбардировки города? Тогда здание принадлежало торговой фирме «Кунст и Альберс». Тут размещался шикарный магазин, работали служащие, которых приглашали даже из других городов России, Германии (владельцы фирмы были немцами). Конечно, трудились и местные жители, в том числе и китайцы.

   До событий 1900 года жители Поднебесной спокойно жили в Благовещенске и его окрестностях. Но так продолжалось до первого июля, когда начались военные действия против России. В Благовещенске паника: в магазине «Кунст и Альберс» жители спешно скупали оружие, включая ножи и топоры. И здесь же, в обширных подвалах, сотрудники фирмы прятали от самосуда китайцев - служащих магазина. Взволнованные горожане, узнав об этом, чуть было не разгромили все здание. К чести руководства и сотрудников торгового дома китайцев не выдали на растерзание толпе, а передали властям.

   Я ходил по музею и представлял, какая тревожная тогда была обстановка, ведь речь шла о жизни тысяч людей по обе стороны Амура. Возможно, сам художник Сахаров также ходил по магазину «Кунст и Альберс» в 1902 году, когда по поручению амурского губернатора прибыл в Благовещенск для написания картины.

   По словам сотрудника Амурского областного краеведческого музея автора статьи «Подвиг доблестных граждан» Е. Ивановой, картина А. Сахарова была передана музею 21 декабря 1941 года городским коммунальным хозяйством. Принял ее главный хранитель музея Г. Новиков-Даурский. Полотно тогда оценили в 3000 рублей. Как оно пережило революцию и Гражданскую войну и как попало к коммунальщикам - неизвестно. Но музей принял «Оборону...» в довольно потрепанном виде.

   В отделе редких книг областной научной библиотеки хранится несколько изданий, в которых помещены материалы о бомбардировке Благовещенска летом 1900 года. Одно из них - «Амурская газета» за 1902 год. Вот как описывает безвестный корреспондент момент торжественной передачи картины. Событие было приурочено ко второй годовщине трагических событий 1900 года.

   «В субботу 20 июля 1902 года в Никольском храме отслужена была литургия, после которой состоялся крестный ход на Чуринскую площадь, где отслужен торжественный благодарственный молебен, где присутствовали г. и. д. (господин, исполняющий дела. - Авт.) военного губернатора Амурской области С. Н. Таскинь, городской голова А. В. Кирилов, все высшие военные и гражданские чины, а также много молящихся.

   По окончании молебствия губернатор в сопровождении некоторых лиц высшей администрации совместно с городским головой и гласными Думы прибыл в зал городской управы. Здесь состоялась торжественная передача городскому самоуправлению картины последнего дня осады города Благовещенска. Адъютант командующего войсками округа Андреевский сказал краткую речь и попросил от имени его высокопревосходительства генерал-губернатора Н. И. Гродекова принять картину, приносимую им в дар городу Благовещенску.

   ...Картина выставлена в зале управы, и доступ к ней будет открыт для всех желающих бесплатный в особо определенное время. Картина представляет из себя огромное полотно, на котором изображены пожар Сахаляна и благовещенский берег с линией ложементов и добровольцами. По Амуру бежит казенный пароход «Сунгари». Вид взят с террасы дома Шадрина на Набережной улице. В целом картина представляет сильное эффектное зрелище. Рисована она специально командированным художником А. А. Сахаровым».

   Так писала «Амурская газета» в 1902 году.

   Сведения об авторе картины «Оборона Благовещенска в 1900 году» очень скупы. Известно, что мастерство живописи Александр Александрович Сахаров осваивал как вольноприходящий ученик Императорской академии художеств в мастерской И. Айвазовского. Став первым маринистом Приморья, он очень быстро приобрел известность во всем регионе и выполнял заказы, работая на Шантарских островах, в Благовещенске, Хабаровске, Порт-Артуре. Писал Сахаров как пейзажи, так и военно-исторические полотна.

   В июне 1904 года во Владивостоке он представил картины «Бой у Чемульпо «Варяга» и «Корейца» с 14-ю японскими судами», «Попытки японцев загородить брандерами вход во внутренний рейд Порт-Артура» и другие. Успех выставки превзошел все ожидания. За первые шесть дней ее посетили более 500 человек, три картины были тут же проданы, а шесть новых заказаны художнику.

   В 1902 году генерал-губернатор Гродеков, отдавая дань уважения жителям Благовещенска, стойко оборонявших свой город от вражеской осады, «пожелал запечатлеть на полотне подвиг доблестных граждан». Для этого он специально командировал в Благовещенск ставшего известным на Дальнем Востоке живописца Сахарова.

   «Эскизы художника Сахарова показывают в нем опытного и талантливого художника, - писала «Амурская газета» в 1902 году, - и дают весьма близкое представление о событии, несмотря на трудности, представляемые их воспроизведением человеку, лично не видевшему того боя, который ему предстоит изобразить, тем более что от Сахаляна, сгоревшего 20 июля, не осталось решительно ничего».

   В итоге Александр Александрович создал потрясающее полотно «Оборона Благовещенска в 1900 году». Хотя задача была непростой, он сумел точно передать атмосферу событий, их масштаб и трагизм. Ведь с балкона дома Шадрина художнику открывалась мирная панорама Благовещенска: огромное чистое небо без дыма пожарищ, спокойный Амур. Глядя на эту красоту и благодать, Caxapoв должен был писать бой. Помогли ему в этом разговоры с очевидцами событий.

   «Весьма близко к истине». Неизвестный автор «Амурской газеты» так выразил свой взгляд на картину: «Глядя на нее, невольно переживаешь и вновь перечувствуешь минувшие тяжелые дни обороны города. В сознании одно за другим воскрешаются со всеми подробностями события и эпизоды, уже отошедшие в историю...»

   «...В этом отношении картина имеет несомненное значение. Через десятки лет наши дети и внуки будут, глядя на нее, вспоминать о знаменательном событии обороны города безоружными жителями, и картина навсегда останется памятником этого события.

   В целом картина производит на зрителя яркое и эффектное впечатление. Она изображает тот момент боя 20 июля 1900 года, предшествовавший взятию Сахаляна и освобождению города Благовещенска от осады, когда пароход «Селенга» спускался по Амуру вдоль линии китайских ложементов и завязал с ними перестрелку с тем, чтобы отвлечь внимание китайцев от происходившей в это время переправы русских войск в Верхнеблаговещенской станице. В это время поддерживалась самая энергичная канонада и перестрелка.

   На первом плане картины изображены ложементы, в которых расположилась группа добровольцев-защитников. Здесь сошлись кое-чем вооруженные жители города: и простой работник, и юноша-подросток, и какой-то бородатый чиновник в мундире. Здесь же на зеленом пригорке расположились орудия батареи. Сам Благовещенск из-за дыма, пыли и зелени выглядит солидным большим городом с рядами крупных береговых зданий.

   Особенно сильный огонь в момент, изображаемый картиной, был открыт китайцами с правой стороны Амура. Это видно по непрерывной полосе порохового дыма, протянувшейся вдоль всего берега. Сахалян уже горит. Огромные яркие языки пламени прорываются вверх, и густой дым поднимается над Амуром, отражаясь в зеркальной реке. Между двумя линиями огней горячей перестрелки Амур течет спокойно, словно застывший, а казенный пароход «Селенга» бежит к устью Зеи. В общем, очень сильно, эффектно и весьма близко к истине».

   Картину А. Сахарова «Оборона Благовещенска в 1900 году» можно увидеть на втором этаже Амурского областного музея в экспозиции «Родного города старинные черты». Но не ищите яркое полотно в золоченой багетовой раме, как и положено этому уникальному историческому экспонату. Вместо этого - холст с бесчисленными трещинами и отслоениями в черной невзрачной раме.

   Но даже в таком виде картина производит сильное впечатление - мастерски запечатлел живописец фрагмент сражения, навеки ушедшего в историю. Вот он, подвиг благовещенцев, защитивших город от вражеской осады: все так же «простой работник и юноша-подросток» отвлекают китайцев от переправы русских войск в Верхнеблаговещенской станице, и все так же казенный пароход «Селенга» стреляет по китайцам, все так же горит Сахалян...

   Я не мог не прийти на набережную Амура - хотелось увидеть то место на полотне А. Сахарова. Сейчас там pасполагается таможня. Никаких «ложементов», никаких следов бомбардировки. Мирная река под мирным небом, и два растущих в высь города по обе стороны границы двух великих держав.

   

   Роман Костенко, студент отделения журналистики АмГУ.