Мода для народа О проекте











Яндекс.Метрика


на сайте:

аудио            105
видео              32
книги              54
панорамы       58
статьи        5692
фото           6850








Первый литературный портал:



Стихотворение
Танец с пустотой

Стихотворение
Я в позднюю осень выйду






Статьи по теме

Культура и спорт









































Мода для народа

07 июля 2014 г.

    Дома богатых амурских переселенцев имели добротный вид, иногда обшивались тесом. У многих домов были большие терраски с двумя выходами: во двор и на улицу. Наличники, карнизы, терраски и ставни часто украшались деревянной резьбой, которая представляла из себя растительные узоры и геометрические фигуры.

    О добротности жилья свидетельствует то, что еще на 1 января 1995 года в станице Албазинской сохранилось 33 дома постройки конца XIX - начала XX веков, в которых продолжали жить албазинцы. Стены окрашивались масляной краской, белились или оклеивались обоями, полы были деревянные, крашеные. Освещалось жилье керосиновыми лампами, реже - в лесных районах - смоляными шишками.

    Отапливались все казачьи избы русскими печами, в некоторых домах устанавливались голландские и унтермарковские печи. Кроме этого, в зимнее время практически каждая семья топила дополнительно железную печь.

    Главным атрибутом казачьей избы была русская печь с подом, загнеткой, шестком и лежанкой. Рядом с печкой, на аршинном расстоянии от потолка, устраивались полати, занимавшие почти половину избы, на которых ночью спали, а днем складывали ненужную «лопоть» (платье). Во многих домах спали не на полатях, а на соломенных тюфяках прямо на полу. Вдоль печи со стороны входной двери тянулась скамейка-«ленивка», где отдыхали днем и откуда лазили на печь и полати.

    В «кути» к стене была приделана широкая полка для посуды. У некоторых тут же в углу прибивался небольшой шкафчик. Из кухонной утвари обязательными предметами для работы у печи были ухват, сковородник, клюка, лопата, помело и щипцы.

    Станичный быт традиционно обустраивался в рамках натурального хозяйства. Посуду в основном делали из местного сырья. Из глины станичные умельцы на гончарном круге изготавливали крынки, горшки, чашки, солонки, тарелки, детские игрушки (птички-свистульки). Из бересты шили набирки, туеса, чуманы, чумашки, битки для сбора голубицы, а из дерева делали кадки, квашни, стельницы, ложки, поварешки и др.

    Почетное место в казачьей избе отводилось иконам. В переднем углу находилась большая резная божница с массой икон. Традиционным в быту амурского казака из-за отсутствия теплых помещений для скота было содержание в жилом доме - за особыми перегородками около входных дверей - телят, ягнят и поросят.

    Вместе с тем внутреннее убранство домов в центральных станицах Приамурья чаще всего имело городской вид - сказалось проникновение на Дальний Восток товаров иностранного производства. Как вспоминает Г. Е. Грум-Гржимайло, «во многих избах мы найдем нередко и швейную машинку, и венские стулья, и висячую лампу, и т. д. Но все эти предметы, столь чуждые крестьянину европейской России, еще более оттеняют окружающую грязь и неряшливость, потому что они появились не как следствие истинной потребности, а как результат дешевизны».

    По одежде можно судить об общей культуре дальневосточного казака: «Казак забайкальский, а стало быть и амурский, вышел дурно обтесанный... Солдатскую шинель свою и амурский, и забайкальский казак все-таки подпоясывает кушаком, не утратил и крестьянской любви к полушубкам, теплой шапке и рукавицам» («Русские на Дальнем Востоке», Владивосток, 1926 г.). С иронией называли амурских и забайкальских казаков «унтовым войском».

    Элементы одежды, отличавшие служилых людей, присутствовали и в повседневном летнем мужском костюме. Казаки южно-амурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие с лампасами или черные миткалевые брюки и высокие сапоги или олочи - кожаную обувь домашнего изготовления, напоминавшую лапти.

    Но чаще всего в быту у казаков был костюм городского типа, практически не включавший элементов традиционной казачьей одежды. Главным требованием, предъявляемым к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны. Излюбленной одеждой женщин были ситцевые кофты и хлопчатобумажные юбки, фартуки, закрывающие юбку от талии вниз.

    Зимнюю одежду казака составляли меховая шапка-ушанка, короткое меховое или ватное пальто до середины бедра, большие валенки или унты из оленьего меха, ватные или суконные брюки, суконная рубаха. Казаки-извозчики в дальнюю дорогу зимой надевали «барнаулку» - большой бараний тулуп - или доху из меха косули. Казаки-охотники брали с собой «тулун» - мешок из меха косули, куда залезали на ночь, укрываясь сверху дохой, и могли так спать при 40-градусном морозе.

    Верхней зимней одеждой женщин служили так называемые «кормушки» - стеганные из шерсти короткие тужурки, а также бараньи шубы и козьи дохи.

    Праздничную одежду амурские казаки чаще всего покупали в магазине - фабричного производства белье, сапоги и ботинки. А в отдаленных от города селениях ее нередко шили из недорогой ткани. В качестве нарядной одежды казачки носили темные прямые или расширенные книзу юбки, подол которых обшивали лентами или другой тканью, и кофты с высокими воротниками-стойками или большими откидными воротниками, реже - строгие платья.

    Праздничный наряд предполагал обязательные украшения: броши, бусы, пояса с металлическими пряжками, кружевные отделки или платок на плечах, ленты. Одежду очень берегли, хранили по несколько лет, складывая в сундук.

    Постельным бельем в станичном быту не пользовались. Спали прямо на тюфяках и подушках без наволочек и простыней, укрывались верхним платьем, зимой - тулупом. И только в зажиточных семьях шили простыни, наволочки, полотенца из фабричной ткани. Поскольку женщинам-казачкам часто приходилось заменять мужей в ведении хозяйства, у них не было времени для занятий самотканым производством.

    

        Анна Коваленко, заведующая кафедрой гуманитарных наук АГМА, кандидат исторических наук


   Дополнительно по данной теме можно почитать:

   Одежда молокан